День запаха пряностей для глинтвейна
Нравится
18 сентября – День запахов пряностей для глинтвейна
На первый взгляд мне этот праздник показался странным: глинтвейн прочно ассоциируется с горнолыжным курортом, предрождественской Европой, холодом и морозом! Но, тем не менее, именно 18 сентября отмечается не день «рождения» глинтвейна, а день ЗАПАХОВ Пряностей для этого зимнего напитка!
Оказывается, не у меня одной вызвал удивление этот праздник, в интернете нашла замечательное стихотворение Маргариты Шушковой:
Мы готовим глинтвейн на костре:
Апельсины, лимоны, гвоздика...
Удивляешься? Выглядит дико -
Ну какой же глинтвейн в сентябре?
Но, поверь, это вовсе не блажь!
Рождество еще очень не скоро,
Где-то рядом скучающий город,
А у нас - на природе кураж!
Ароматный напиток с дымком
Нас согреет сентябрьской ночью...
Эхом августа в небе воочию
Звезды падают, правда, тайком...
Осторожно глоточек отпей...
Хорошо! Жар по венам струится!
Здесь так тихо... И можно забыться...
Мир бушующих глупых страстей
Подождет... Мы сбежали сюда
В эту дерзкую ночь межсезонья,
Чтоб с бокалом глинтвейна в ладонях
Вдруг увидеть - упала звезда...
А почему бы и впрямь не отпраздновать этот день? Запастись пряностями для глинтвейна, ведь уже не за горами промозглая серая осень и холодные зимние дни! А пока можно поискать в интернете кучу рецептов этого замечательного напитка, ведь по словам самого Вольтера: «Сладость и крепость глинтвейна возрождают человека… Вино приводит в действие все извилины мозга и зажигает в глубине души волшебный фейерверк искрящегося остроумия и радости»
О глинтвейне я уже писала, и о том, из чего состоит, и о пряностях, и как готовить, и как пить… Сегодня – немного истории!
Понятное дело, такие события, как «изобретение» глинтвейна, в учебниках истории не описывают, можно лишь предполагать, как этот напиток дошёл до нас!
Считается, что некий способ согреться нашли древние римляне (кто бы сомневался, памятуя о праздниках и застольях, описываемых в литературных и исторических источниках!). Неким прообразом глинтвейна было пряное вино - Conditum paradoxum (кстати, этот напиток с таким же названием производится в Италии и по сей день). Как гласит поваренная книга Марка Гавия Апиция, написанная ещё в I веке н. э., оно варится с медом и добавлением перца, смолы мастикового дерева, лаврового листа, шафрана, фиников и их обжаренных косточек, а затем вновь разбавляется вином. Кстати, добавление смолы в вино было в Античности распространенным способом продлить его жизнь.
И хотя среди них были вполне классические для gluhende Wein (да-да, именно так звучит по-немецки название этого чудесного напитка, что в дословном переводе означает «горячее или раскалённое вино») корица, гвоздика и кориандр, все-таки «современным» глинтвейном его называть еще было рано. Отсутствовало в том глинтвейне главное - тепловая обработка. В принципе в Риме, городе, расположенном в местах солнечных и жарких, греть вино было не нужно. Поэтому победное шествие классического глинтвейна началось позже, когда уже сложилась средневековая кулинарная культура.
Римская империя пала, но преданность напитку осталась. Правда, к средним векам финиковая тема напитка затерялась и напиток получил имя «пимен». С новым именем легендарному напитку довелось отметиться в большой литературе. Рыцарь Персиваль в романе Кретьена де Труа, написанном в XII веке, пьет пимен в торжественный момент при выносе легендарного Грааля. В XIV веке каталонский врач рекомендовал пимен для лечения самых разных болезней.
А раз уж он такой лечебный то далее исторический путь продолжает «гипокрас» по имени легендарного врача Гиппократа. Первый из дошедших до нас рецептов гипокраса был записан в 1390 году. Выглядит он следующим образом:
«Три унции корицы и три унции имбиря.
Одна мера испанского нарда.
Гвоздика, стручковый перец, трава галингал (по-нашему сыть, родственник имбиря) и мускатный орех.
Майоран и кардамон каждого по четверти унции.
Гвинейские зерна (малагетта, или гвинейский перец) и цветки корицы того и другого по десятой части унции.
Сделай из этого порошок и смешай его».
Тогда напиток этот воспринимался как предмет роскоши, ведь пряности стоили целого состояния, в приведенном же рецепте мы видим не просто их обилие, а какой-то запредельный избыток. Да и сахар был доступен лишь людям состоятельным.
Неудивительно, что первыми плюсы горячего вина оценили жители суровых северных краев - британцы, скандинавы и немцы. Вино у них водилось свое - предпочтение отдавалось кларету и бордо, а вот пряности привозили из жарких восточных стран. Рыцари креста при помощи нехитрых приспособлений - меча и Библии – «наладили» постоянные поставки сырья. Уже в XVI веке классический глинтвейн прочно занимает свое место в европейских кулинарных книгах, когда в него рекомендовали добавлять корицу, кардамон, цветочный мед и траву галангал (Альпиния лекарственная, или Калган лекарственный, или Галангал малый — вид травянистых растений рода Альпиния (Alpinia) семейства Имбирные (Zingiberaceae), встречается в Средиземноморье, Средней Азии и Передней Азии, на Кавказе, в Южной Африке, Южной и Северной Америке). Поговаривают, что она бодрила и использовалась как афродизиак.
До XVII столетия в состав гипокраса входили только вино и пряности, позднее туда стали добавлять миндаль и фрукты: апельсины, лимоны, яблоки. Пряности подешевели, напиток становился в Европе все более популярным, и имя его тоже стало простым и демократичным – «пылающее вино» на немецком звучит как gluhende wein, отсюда в нашей речи появился и «глинтвейн», без которого сегодня просто невозможно представить зимние гулянья и уличные базары в Германии, Англии или странах Скандинавии.
Русское слово «глинтвейн» могло образоваться путём редуцирования немецкого словосочетания «gluhend(er) Wein», и немецкое gluhend превратилось в глинт-. Не исключено также, что это слово пришло в русский язык не напрямую из немецкого, а через польское посредство (в польском тоже отмечено glintwajn), и подобная трансформация произошла сначала в польском языке.
И вот, вооружённые теорией, мы теперь готовы к приготовлению этого божественного напитка, который для многих европейцев ассоциируется с рождественскими базарами, его вкус напоминает про посиделки у камина на горнолыжных курортах. Настоящий глинтвейн – это просто панацея от начинающейся простуды и депрессии.
Чем же пахнет настоящий глинтвейн?
Корицей. Классический элемент глинтвейна, лучше использовать корицу в палочках.
Гвоздикой. Вечная спутница хорошего глинтвейна. Можно взять небольшой лимон с тонкой кожицей и воткнуть в него черные бутончики гвоздики. И пусть он маринуется около часа. Потом его в том же виде кладут в приготовленную смесь вина с водой и сахаром, и он отдает ей весь свой аромат.
Анисом и бадьяном. Они придадут вашему глинтвейну восточную нотку и нежный лакричный аромат. Лучше всего выбрать именно бадьян: он красиво смотрится в готовом напитке.
Имбирем. Он обладает согревающим действием, поэтому в зимнее время он абсолютно уместен. Впрочем, имбирь можно заменить перцами (в небольших количествах).
Черным перцем. Не бойтесь, что он придаст вашему глинтвейну остроту. При варке в вине аромат становится более интенсивным, а горечь уходит.
Душистым перцем. Полностью отдает свой аромат напитку - не стоит перебарщивать с количеством.
Ямайским перцем (пиментом). Ямайский или гвоздичный перец может частично заменить гвоздику.
Лавровым листом. Лавровый лист кладут незадолго до конца приготовления напитка, иначе глинтвейн будет похож на суп.
Кардамоном. При использовании кардамона цитрусовые можно уже не добавлять, так как кардамон сам по себе имеет лимонно-эвкалиптовый привкус.
Кориандром. Положите несколько горошков - и классический глинтвейн заиграет по-новому.
Шафраном. Немного шафрана на кончике ножа украсят не только вкус глинтвейна, но и улучшат его цвет.
Мускатным орехом. Этой специи нужно совсем чуть-чуть. Она подчеркивает аромат других специй.
Барбарисом. Он придаст приятную кислинку.
Пряными и лекарственными травами: мелиссой, мятой, зверобоем, иван-чаем и т. д. Они придают глинтвейну особый славянский колорит и свежесть прошедшего лета.
Однако, не стоит брать все перечисленные мною ингредиенты! Хотя глинтвейн и «любит» специи и приправы, не стоит добавлять в него все подряд, ведь умеренность – лучший советчик хорошего повара. Впрочем, выбирайте сами на ваш вкус!
Приятного аппетита!