Четверговая соль
Нравится
Черная (Четверговая) соль на Пасху
В ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг перед Пасхой издавна на Руси православные славяне готовили «чёрную» соль или, как ее еще называют, «четверговую» (четвережную) соль. В Новом Завете сказано, что в этот день Господь установил таинство причастия, поэтому благочестивые христиане приходят на литургию и причащаются. Русский народ традицию внутреннего очищения и обновления перенес на чистоту дома и тела — в этот день и сейчас стараются вымыть окна, провести генеральную уборку, сходить в баню и хорошенько пропариться. А еще в этот день прокаливали в печке соль, освящали ее в алтаре, веря, что она таким образом приобретает магические свойства. В воскресенье соль торжественно ставили на пасхальный стол вместе с крашеными яйцами, куличом и пасхой. Сергей Аксаков в семейной хронике «Детские годы Багрова-внука» подробно перечисляет праздничное застолье: «Привезли с собой петые пасхи, куличи, крутые яйца и четверговую соль. В зале был уже накрыт стол; мы все собрались туда и разговелись».
Четверговую соль готовили на весь год до следующей Пасхи, и по поверьям, именно такая соль обладала целительными и даже магическими свойствами, и способствовала очищению организма и души. Чёрную соль освящали вместе с пасхальными яйцами и куличами, и ставили в «красный угол» под иконами в решете вместе с зерном и хлебом. В первый день Пасхи зерно высыпали в закрома, чтобы не было недостатка в хлебе, а хлеб давали скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, чтобы не было пропажи скотины. Четверговую соль весь год использовали как лекарство и во избежание разных несчастий.
Издревле соли приписывались магические свойства - и недаром у славян традиционным приветствием было поднесение хлеба-соли гостю и даже на крестьянском столе при любой трапезе полагалось стоять емкости с солью. Положение крупицы соли на язык крещающемуся было традицией первых христиан.
Еще в «Стоглаве», сборнике постановлений церковного собора 16 в., рассказывалось об обычае использования четверговой соли: «Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям» (Макаренко А.А. 1993. С. 102).
Известны разные способы приготовления «четверговой» соли. Иногда достаточно было освятить ее в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице.
Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Но существует масса «рецептов» четверговой соли.
Монахи на Валааме по крупицам восстанавливали традиции её приготовления Раньше её мочили, смешивали с квасной гущей или с хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в новый, специально для этого сплетенный лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья. Увы, сейчас лаптей не напасёшься, потому что потребность монастыря в соли большая, поэтому соль заворачивают в холщовую ткань, предварительно смешивая с овсяными хлопьями. И отправляют на 12 часов в русскую печь на семи поленьях. А утром этот пережжённый «кирпич» освящают, расталкивают и хранят под образами.
Помимо традиционного рецепта изготовления черной соли, существовала масса других. К примеру, соль перепекали вместе с капустными листьями, добавляли пряности (душицу, мяту).
В некоторых селах Енисейской губернии, чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали «воскресные» дрова, которые в течение Великого Поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи «деревянный» огонь, т.е. добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили «четверговую» соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени.
Максим Сырников в своей книге «Настоящая русская еда» приводит рецепт, которому его научили в окрестностях Мурома: «Крупную соль смешивают с квасной гущей в большой чугунной сковородине. Гуща отцеживается из сусла любого солодового кваса, красного или белого. Гуща и соль берутся примерно в одинаковых пропорциях. Смесь ставится в духовку или печь до спекания в монолит». Из печи соль достают чуть теплой, откалывают от соляного кирпича куски и дробят в ступке. Пасхальное разговение традиционно начинается с яиц, которые макают в черную соль. Это действительно очень вкусно: черная соль пахнет теплом сожженных в печке поленьев, едким сероводородом, как источник минеральной воды в Кисловодске, а хрупкие кристаллы мгновенно растворяются во рту. Соль хорошо подходит не только к яйцам, но и к вареной картошке: рыхлая крахмалистая мякоть впитывает пепельную текстуру черных кристаллов, превращая дешевую крестьянскую еду в гастрономический изыск.
В XIX веке яйцами с черной солью разговлялись очень многие. Кулинарный историк Вильям Похлебкин приводит показательный пример, как в Париже русские пытались найти хоть кого-нибудь, кто знал бы, как готовить соль: «В 1843 году русское посольство в Париже поручило ведущему тогда повару Франции г-ну Plumre приготовить пасхальный стол, в том числе и четверговую соль. Француз не смог, хоть и бился двое суток. Он просто не знал, что и как делать. Дали депешу в Баден-Баден, где были русские, и случайно нашелся человек, который сообщил рецепт».
Четверговая соль считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке. В Сургутском крае ее употребляли следующим образом: ковшик с водой, в которую бросали щепотку соли, ставили непременно на заслонку или на шесток печи, к которому походил желающий излечится и умывал лицо. Оставшуюся в ковше воду наотмашь (назад от себя) выливали в печь.
В Сибири пережженную и смешанную с золой четверговую соль добавляли в зерно перед посевом, а ее раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль считалась также сильным обережным средством. Ее зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завернутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.
Существует ещё масса примет использования «четверговой» соли:
Если в доме больной - дать ему той соли с водой выпить.
Если в доме беда - в каждый угол насыпать.
Если меж супругами ссора - положить мешочек с солью под подушку.
Если кто уехал и долго не возвращается - бросить горсть соли в огонь.
Чтобы дети росли здоровыми, добрыми, красивыми да разумными - в воду для купания малую щепотку кинуть.
Чтобы в доме достаток был - в деревянную солонку насыпать, да посередь стола поставить. Если недоброжелатель в дом пришел -пищу ему подать, той солью сдобренную. А ежели враг, то после его ухода все следы его солью присыпать.
Чтобы лад в доме был - под каждую кровать, под самое изголовье, щепотку бросить.
В интернете на Православном форуме АЗБУКА ВЕРЫ нашла очень интересный ответ игумена Александра (Пахомова) о четверговой соли:
«В четверговой соли сошлись несколько церковных и бытовых образов, связанных с солью. Соль - единственный элемент питания, который невозможно заменить и это - единственный минерал, употребляемый в пищу и к тому же мощный консервант. Евангелие дало нам образ соли, как образ верующего человека: «Вы - соль мира». Ещё интересен образ из Ветхого Завета - жена Лота, превратившаяся в соляной столб и через это как бы остановленная в своём грехе.
К Пасхе принято готовить всё лучшее: церковные облачения, свою одежду, пищу. В древности не было помолов и часто соль продавали крупными кристаллами или кусками. Соли пережигали дома в печах, чтобы она рассыпалась в порошок, т.е. стала лучшей. Среда и четверг - дни начала подготовки к разговинам и наверняка тогда же готовили и соль к праздничному столу.
В суевериях нечистая сила обычно обитает в сырых и тёмных местах, где продукты быстро портятся, а соль может защитить от гнили (порчи). Посмотрите внимательно на «защиту» от «нежити»: серебро, чеснок, соль - консерванты и антисептики. По-видимому когда-то решили бороться с духами, так же как с плесенью и микробами.
В требнике существует молитва на освящение соли, но не даётся указание на конкретную дату (освящай хоть каждый день) и в ней только одна просьба - преложить её в жертву радования, видимо потому, что без соли и еда не еда, но ни слова о её «боевых» качествах.
Как мне кажется, с «недоброжелателями» лучше бороться не мешками с солью, а исполнением евангельских добродетелей, да и бесы, как известно, изгоняются не чесноком, а постом и молитвою».
«Четверговая» соль: польза
Задумывались ли вы когда-нибудь, как наши предки «отбирали» полезные и даже лечебные продукты? Думаю, методом проб и ошибок, внимательного наблюдения за реакцией организма на тот или иной продукт, минерал, травку… И только сейчас, с развитием науки, врачи и учёные смогли подтвердить или опровергнуть лечебные свойства того, что использует народная медицина. И польза чёрной «четверговой» соли так же доказана : в ней содержится большее количество микроэлементов, полезных для организма человека. Например, в состав чёрной соли входит всем необходимый кальций, содержание его здесь выше, чем в обычной соли, за счёт способа изготовления: использования муки и процесса золирования. Помимо кальция в черной соли присутствуют такие вещества, как калий, магний, углерод, которые также полезны для организма человека.
Содержание в черной соли микроскопических частиц угля (выступают в качестве углерода) позволяет выводить из организма вредные яды и токсины, при этом благоприятно влияя на пищеварение. Это очень важно для жителей городов, дышащих углекислым и угарным газами с примесями свинца и микрочастиц противогололёдных реагентов. Чёрная соль полезна больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенным артериальным давлением и почечной недостаточностью. Эта соль не задерживает в организме воду. Она благотворно действует на мозг человека, что позволяет держать в норме зрение, слух и память.