Ещё одно чудо Донецка - терриконы
Нравится
Ещё одно чудо Донецка - терриконы
28.07.2014
Мне с детства это нравится,
Мне с детства это помнится:
Луна над терриконами
И тихий шелест ковыля.
Смотрю в глаза товарищей -
И сердце счастьем полнится,
Земля моя шахтерская,
Шахтерская моя земля. М. Пляцковский
На что обращаешь внимание, проезжая впервые дорогами Донбасса? Конечно, на терриконы.
Огромные серые холмы с четкими графическими линиями просматриваются на горизонте, среди бескрайних донецких степей, хорошо видны на окраинах шахтерских городков, и даже несколько терриконов есть в самом Донецке!
Короткими июльскими ночами они словно перешептываются со звездами и пересказывают друг другу легенды и истории старого Донбасса.
Летом – на фоне выжженной степной травы – терриконы совершенно четко ассоциируются с египетскими пирамидами. Где-то я читала, что рабы древнего Египта, воздвигая пирамиды, глядели на них с ненавистью, провоцируя этим на тысячелетия темную энергетику. В Донецкой степи такое немыслимо. В сознании горняка – это что-то более значимое, чем просто породная насыпь. Всякий террикон является условным памятником шахтерскому труду.
Глядя на терриконы, можно даже предположить, что это - древние курганы. И, как известно, курганы - это места захоронения… Что же погребено под этими таинственными терриконами? И насколько небезопасны для нас духи, обитающие в них? Есть хорошая, красивая песня про Донецк - город с голубыми терриконами, город серебристых тополей.
Но голубые терриконы это не поэтическая метафора. Ночью вы можете увидеть зарево над терриконами. Голубое зарево создает высокая температура, которая внутри этого террикона, а также излучение редкоземельных металлов.
Террикон или Терриконик (фр. Terri— отвал породы, фр. Conique— конический) — отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых.
Шахтерские терриконы всегда являлись визитной карточкой столицы Донбасса. Однако со временем эта визитка растеряла свою привлекательность. Породные отвалы загрязняют окружающую среду, а на занимаемую ими территорию положили глаз застройщики. Поэтому вопрос о ликвидации терриконов из центральной части Донецка сейчас стал как нельзя более актуальным. Сегодня, куда не кинь взором - сплошь "пирамиды". За 200 лет разработки угольных месторождений на площади в 5527 гектаров в Донецкой и Луганской областях насыпано 1257 породных гор. Правда, более 400 из них трудно сравнить с надменными в своем величии пирамидами - они больше напоминают дремлющие вулканы. Ежегодно из земли извлекается гора угля высотой около полутора километров. Вместе с горючим камнем на поверхность выдается порода. Раньше она ссыпалась в конические отвалы, по форме напоминающие вулканы. Но не только по форме. В его раскаленном до тысячи и более градусов чреве происходят химические процессы, близкие к вулканическим, породные отвалы подвержены самовозгоранию, особенно те, которые вмещают коксующие угли. Вот и получается, что если отвал холодный - его удел только пылить, если тлеющий, но "дышащий" - выбрасывать в атмосферу городов и поселков, кроме пыли, чад и газы. Совсем плохо, если террикон горит, но не "дышит". Тогда жди беды...
Не так давно, лет сто назад, людей интересовали только шахты, вернее, только добыча угля. Шахты строили, терриконы, как бурьян росли сами по себе. Внимание на них обратили не от хорошей жизни. Воздух над шахтерскими поселками висел угарно-сладкий, а в период суховея терриконы "устраивали" заправские пыльные бури. Многие отвалы горели, некоторые, когда в глубине скапливался газ, ухали взрывами.
В 1948 году исполком города Сталино (ныне Донецк) поставил вопрос об озеленении терриконов.
Конечно, разводить сады на них тогда никто не мечтал, но вот одеть в зеленые шапки, чтоб хоть не пылили...Нужен был смелый человек, кто бы взялся за это казавшееся многим ботаникам и лесоводам безнадежное дело. Искали упрямца, кто раз согласившись, довел бы дело до конца. Такой человек нашелся в Институте лесоводства АН УССР. Группа Шалыта взялась за первоисточники. Перевернули похожую литературу. Ничего похожего найти не удалось. Опросили всех известных специалистов - мнение было единодушным и отрицательным. Оставалось последнее - опыт. Опыт с нуля!
Штурм шахтных гор начался весной 1950 г. За спиной у альпинистов - мешки с саженцами лоха, бирючины и белой акации - самых неприхотливых древесных растений, в руках саперные лопатки. Сажали только с северного склона, чтоб не так пекло солнце. Лунки промывали известью - горючая порода не будет жечь корни. Затем втаскивали мешки с черноземом - на первых порах деревцам требовалась почва. Но уже в августе они все погибли. Суховеи высушили слабые корни. Весной все повторяется снова. Лесоводы-альпинисты лезут на терриконы, упрямо долбят лунки, нейтрализуют породу известью, втаскивают чернозем, садят деревца. И в августе деревца погибают. Горячий ветер смеялся над учеными и сушил корни саженцев. Так повторилось и на следующий год. На этот раз тонкие прутики выстояли, сохранив листья до октября. Путь к озеленению 1100 терриконов республики, 20 тысяч терриконов Европы был открыт!
Глобальную проблему донецких терриконов обещают решить не один десяток лет. Практичные бизнесмены считают, что они занимают вожделенные гектары под застройку, экологи и медики называют их смертельно опасными, эстеты – уродливыми. Но многие мои земляки утверждают: наши искусственные пирамиды на самом деле таят в себе невероятный потенциал! Главное - разумно им воспользоваться!
Проектом нового генерального плана Донецка до 2030 года предлагается «физически удалить» четыре расположенных в центре города террикона. У остальных собираются срезать конусы, затем их частично озеленят, а в перспективе - технологически переработают. Понять сторонников полной ликвидации терриконов можно – они занимают около 500 гектаров драгоценной донецкой земли, на которой могут появиться жилые дома, офисы и магазины. Но стоит ли торопиться с принятием таких радикальных решений? Тем более что снос и вывоз терриконов – чересчур дорогое «удовольствие».
А между тем при хозяйском и креативном подходе наши знаменитые отвалы могут принести пользу и доходы при меньших затратах, оставаясь при этом на своих местах. Если включить воображение, то перспективы у Донецка открываются просто-таки фантастические: терриконы можно сделать не менее привлекательными, чем египетские пирамиды!
Редкий дончанин не доходил до вершины террикона. Практический и развлекательный смысл восхождений стал понятен в полной мере, когда у стадиона «Шахтер» начала работу дополнительная «трибуна» – прямо на отвалах шахты имени Горького. С нее народ совершенно бесплатно наблюдал за всеми перипетиями футбольных баталий.
Именно этот террикон – «мой»! С самого детства я вижу его ежедневно из своего окна, и, честно говоря, не представляю, как это его не будет?
Автор: Людмила Денисенко, альбом: Любимый город
Идея о культурном времяпровождении на приличной высоте в условиях степи сохранилась и в наши дни - уже который год на терриконе возле бывшей фабрики игрушек работает единственное в своем роде кафе. Здесь можно поесть «с видом на живописные окрестности коксохимзавода», и предаться размышлениям о бренности человеческого существования. А если оборудовать на наших пирамидах смотровые площадки для туристов?
Какой дончанин не любит быстрой езды?! Чтобы научиться экстремальному вождению, совсем не обязательно ехать в африканские дюны. Достаточно сесть на трамвай маршрута № 1, и отправиться на необычную трассу, проложенную прямо на склоне террикона на улице Молодых шахтеров, что в Киевском районе. Крутые повороты и спуски, которых здесь предостаточно, – все что нужно, чтобы вырастить настоящего короля дорог. А если оборудовать сразу несколько таких полигонов во всех районах города? Тогда свой чемпион в «Формуле-1» Донецку обеспечен!
Донецк мог бы стать более привлекательным для романтиков, меломанов и неформалов всех мастей, оборудуй мы вершины породных отвалов специально для проведения концертов. То были бы самые необычные фестивали, показывающие всему миру неординарность жителей шахтерской столицы! А ведь для воплощения в жизнь культурной революции особых-то усилий и не надо.
Местные энтузиасты уже несколько раз проводили на наших «пирамидах» акустический фестиваль «Живые терриконы», в котором участвовали, помимо донецких групп и исполнителей, рокеры из других городов Украины и России. Меломаны даже умудрялись проводить там творческие ночевки, захватив предварительно спички, еду и спальные мешки. Так почему бы не сделать это хорошей традицией?
Контуры донецких терриконов способны пробудить полет мысли и похлеще. К примеру, в недрах сознания некоторых дончан возникла идея водрузить на вершине отвала огромный памятник - наподобие статуи Христа в Рио-де-Жанейро. Учитывая специфику Донецка, можно было бы соорудить, например, на «пирамиде» в районе «Маяка» гигантское изваяние шахтера, приветственно раскинувшего руки, который бы встречал гостей города, едущих от железнодорожного вокзала.
Можно еще долго фантазировать на тему того, как использовать терриконы. Например, гости шахтерской столицы часто спрашивают, хитро прищурив глаза: «Почему бы вам не устроить на них горнолыжную трассу?». Шутки шутками, но почему бы ни помечтать и об этом. Конечно же, курорт «а-ля Куршевель» из Донецка вряд ли получится. Но так и представляешь себе удивительную картину – по склону заснеженного террикона мчатся вниз розовощекие, счастливые и улыбчивые лыжники да сноубордисты… Правда, снег в Донецке выпадает нечасто и лежит, как правило, недолго. Но искусственный снег при нынешнем развитии техники на Западе – совершенно не вопрос!
В общем, искать новое применение нашим донецким горам можно бесконечно. Кто-то делает это шутки ради, а кто-то на полном серьезе, прибегая к научным расчетам. Но те и другие прекрасно понимают, что без терриконов Донецк потеряет свое лицо. Так, может, не стоит их все-таки убирать?
А пока одни спорят, другие делают своё дело!
26 июня 2008 г. в Макеевке Донецкой области завершилась полная утилизация террикона, которая началась 15 мая текущего года.
На месте утилизированного террикона состоялась торжественная церемония закладки капсулы в фундамент будущего магазина оптовой торговли «METRO Cash & Carry».В капсулу была помещена грамота, в которой потомкам было сообщено о закладке первого камня торгового центра и о генеральном проектировщике и застройщике проекта. На разборку 30-метрового террикона и подготовку площадки для строительства ГК «ГЕРЦ» (http://gerc.idea.net.ua/media-center/press-center/nid.3431/) понадобилось 40 дней. Из 500 тыс. кубометров утилизированной земли 360 тыс. кубометров были использованы под фундамент магазина. Стоимость проекта, включая ликвидацию террикона, выкуп земли и строительство торгового центра составляет 20 млн. евро. Как сообщалось ранее, до начала строительства специалисты «ГЕРЦа» два месяца исследовали террикон, брали пробы грунта, проверяли возможность его утилизации. Практически 4% всех выбросов, которые загрязняют окружающую среду Донецкой области, осуществляется терриконами, в том числе и горящими. Поэтому подобная утилизация террикона, в данном случае, для использования в качестве строительного материала - благое дело.
Фотохудожник Владимир Лапшин вот уже 40 лет фотографирует Донбасс. Сейчас этот индустриальный район все больше напоминает шахтерский музей под открытым небом, но израненная за годы добычи полезных ископаемых земля не стала менее прекрасной. Лапшин умеет увидеть и запечатлеть на фотокамеру марсианские пейзажи на месте заброшенных шахт и расцвет весны у подножия безжизненных терриконов.http://www.fotodelo.ru/?t=qKqD85121190n769e50882