Нет на Земле рая, есть только отдельные уголки его…
Нравится
Нет на Земле рая, есть только отдельные уголки его…
Одним из таких уголков и является Святогорск, городок, расположенный в удивительно живописном месте, издавна именуемом Святыми Горами. Местность эту ещё называют Донецкой Швейцарией, тот, кто хотя бы раз побывал здесь, никогда не забудет этих удивительных меловых круч, покрытых соснами и дубами, этой неповторимой красоты Северского Донца, этой удивительной архитектуры Свято-Успенской лавры, но, главное, этого умиротворения и душевного спокойствия, возникающего буквально после нескольких минут знакомства с этим замечательным местом!
Тишина, звенящая тишина, наполняющаяся пением птиц, шелестом листвы, журчанием воды и необыкновенным божественным перезвоном колоколов…
Всего 150 км от Донецка, 1,5 часа езды, и позади остаётся суета, шум и пыль промышленного гиганта, а посреди бескрайних донецких степей вдруг за поворотом трассы Донецк – Харьков возникают сначала редкие сосенки, село Богородичное… и вот он – мост через Северский Донец и сразу сосновый лес! Запах врывается в автомобиль даже через закрытые окна, пьяня и дурманя! Лёгкие, привыкшие к донецкому смогу, напрочь отказываются раскрываться и первое время ты с усилием пытаешься вдохнуть этот целебный аромат, осенью напоенный запахом грибов, прелой листвы, весной- ароматом молодых сосновых побегов и первых цветов, летом – разнотравья и нагретой хвои… А зимой!... Помните, как в песне: «Это в городе тепло и сыро, а за городом – зима, зима, зима!» Первозданной чистоты снег, звонкая тишина, морозец, зелень сосен – и белоснежная красота меловых гор с белоснежностью же церквей, пронзительная синева неба и куполов, золото солнца, звёзд на куполах и крестов лавры…
Я даже не знаю, в какое время года больше люблю бывать в Славяногорске (так, по старой привычке, мы его называем), наверное, всё-таки осенью. Такое буйство красок в палитре осени я не встречала больше нигде, сочетание всех оттенков красного, жёлтого и зелёного, и на их фоне снежно-белые строения лавры выглядят удивительно светлыми и чистыми!
Со Славяногорском связано много хороших воспоминаний, из тех, что составляют наш отдельный хронометраж жизни – хронометраж счастливых минут! Это и детские воспоминания о лете, пионерских лагерях, о встрече рассвета на горе Артёма, о костре с самой вкусной на свете печёной картошкой… Это и воспоминания о первых зимних студенческих каникулах, проведенных здесь с моей первой и единственной любовью, тогда ещё будущим мужем, вызывающие сладкую истому и лёгкую грусть… Грусть от того, что не повторится больше никогда это чувство только-только рождённой первой юной любви, когда всё впервые, и каждая следующая минута счастливее предыдущей, когда каждое слово, взгляд, вздох открывает что-то новое, когда тонешь в омуте глаз и фраз, и взмываешь в небо от поцелуев и прикосновений!...
Это и светлые воспоминания о моём крещении в маленькой церквушке, когда монастырь, ещё бывший санаторием только-только начал возрождаться. Из-за снегопада не успели приехать наши друзья, которые планировали стать моими крёстными, и крёстной матерью стала моя свекровь, а крёстным отцом – настоятель этой церкви – отец Сергий. И после моего крещения наконец-то был воцерковлён мой сын, которому было уже 4 года… Здесь провели много времени мои дети, с нами ли, или с бабушкой и дедушкой, но и они с удовольствием едут ещё и ещё раз в Славяногорск!
И самое, наверное, яркое воспоминание, когда ощущение полноты счастья было до замирания сердца и перехватывания дыхания. Мы только-только прилетели с дочкой из Турции, загорелые и соскучившиеся, бросили дома чемоданы и рванули в Славяногорск. Поздний августовский вечер, луна, как блюдо, всё небо в звёздах, костёр, жарятся на шампурах шашлыки, дочка играется новой куклой, подаренной папой при встрече в аэропорту, любимый муж рядом, бокал вина. И колокольный звон, который разносится далеко-далеко от монастыря… И вдруг – телефонный звонок, и из трубки – захлёбывающийся от восторга голос сына: «Мама, мы были сегодня в Риме, и в Ватикане, и видели Папу Римского! И Колизей!.. И…..!»… И я задыхаюсь от вот этого ощущения сиюминутного счастья! «Остановись мгновение…»
Первые страницы истории этого удивительного монастыря надёжно спрятаны веками и событиями, и поэтому возникло столько легенд и гипотез о происхождении Святогорской пустыни Пречистой Богородицы (именно под таким именем впервые встречается монастырь в исторических документах в 20-х годах 17 века). И уже не кажутся невероятными строки из рассказа И.А.Бунина «Святые Горы»: «Донец видел Игоря,- может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь»… Сколько раз он безжалостно разрушался до основания, сколько раз пустели его стены! Сколько перетерпел он, стоя на пути татарских полчищ, сколько веков утекло вместе с водами Донца (Малого Танаиса), воспетого «Словом»…
Первые монахи поселились в XІV или XV веках (по некоторым данным, даже в XІ веке). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году.. В конце XVII в. над остатками древнего пещерного храма был надстроен храм свт. Николая на вершине Святой Скалы.
Церковь не имеет подобных себе по красоте и необычности постройки. Пещерные хода, протяженностью около одного километра, с часовнями, усыпальницами, келиями почитаются как святыня, кроме них в монастыре хранится чудотворный образ Божией Матери Святогорской,
мощи прп. Иоанна затворника,
мощевики с частицами мощей многих святых, из которых есть мощи св. Иоанна Предтечи, евангелистов, а также часть Животворящего Креста Господня.
В 1787году по указу императрицы Екатерины Второй Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потёмкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.
В 1844 году по указу императора Николая Первого Святогорский монастырь был восстановлен.
За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры.. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. В середине 19 века на его территории был основан некрополь известных княжеских и графских родов, среди которых фамильные усыпальницы и отдельные захоронения Голицыных, Куракиных, Платовых, Иловайских и др.
Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов. Красота и легендарная история монастыря вдохновляли на творчество писателей и поэтов: А.П.Чехова, И.А.Бунина, В.И.Немировича-Данченко, П.П.Гулака-Артемовского, Ф.И.Тютчева, М.И.Цветаевой, художников И.Е.Репина, С.И.Васильковского и других. События 1917года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса, переименованный позже в санаторий имени Артёма, памятник которому,высотой в 22 метра возвышается на высоком холме рядом с монастырём…
В годы Великой Отечественной войны Святые Горы стали местом ожесточённых боёв, здесь буквально каждая пядь земли полита кровью защитников Отечества… Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Свято-Успенский собор.
Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.
Много пережито, много совершилось. Возродилось богослужение и монашеское пение, реставрируются храмы и корпуса.
В 1992 году, 4 октября, крестным ходом была возвращена в обитель величайшая святыня -Святогорская икона Божией Матери.
Другое, не менее важное как для монастыря, так и для всей Украины, событие произошло 24 августа 1995 года: Украинской Православной Церковью был причислен к лику святых преподобный Иоанн Затворник, Святогорский чудотворец. В монастыре хранятся его мощи.
Благодаря помощи благотворителей в 1997 году в обители вновь зазвонили колокола, которых сейчас 17 на большой колокольне. Самый массивный, названный Игуменским, весит более 6 тонн, другие поменьше. На колокольнях Святогорской Лавры собрано 54 колокола.
И вот наконец Свято-Успенскому Святогорскому монастырю был присвоен статус Лавры. Торжества прошли 24-25 сентября 2007 года. Лавра стала пятой и самой молодой в православном мире. На Украине теперь их три – Киево-Печёрская, Почаевская и Святогорская.
Тысячи православных паломников приходят в Лавру, поклониться святым мощам, чудотворной иконе Святогорской Божьей матери, услышать колокольный звон, очищающий душу…
В настоящее время в стенах Святогорской обители проживает около 800 беженцев, из которых до 300 детей. Среди детей есть сироты и инвалиды.
Каждый день большое количество людей с детьми приходят в Лавру из города с просьбами о помощи. Насельники Лавры кормят беженцев на паломнической трапезе, выдают продовольственные пайки, обеспечивают, по мере возможности, необходимыми вещами, одеждой, медикаментами. Ежедневно в Лавре бесплатно питаются около 3000 человек: как живущих в обители, так и приходящих из города Святогорска и близлежащих сел. Проживание, питание и медицинское обслуживание беженцев в монастыре — бесплатное.
Желающие оказать благотворительную помощь пострадавшему мирному населению, находящемуся на территории Лавры и в ее окрестностях, могут перечислить средства на счет Лавры с пометкой «помощь беженцам», привезти или выслать на адрес монастыря продукты питания, медикаменты, бытовую химию.