Навигация
Особые случаи и виды питания

Кормить ли «малоежку»? Или о питании худых детей


Нравится

Кормить ли «малоежку»? Или о питании худых детей

Очень часто я получаю взволнованные письма и вопросы в соцсетях от мам, а чаще – от бабушек с одним вопросом: «Как накормить ребёнка?» При этом возраст этого ребёнка не имеет значения, одинаково переживают и за годовалого «нехочуху» и за барышень 15-16 лет модельной внешности, и за худых, вытянувшихся за лето в двухметровых каланчей мальчиков-подростков. Но у меня всегда только один ответ на этот вопрос. Вернее, как любят отвечать в Одессе, вопросом на вопрос!

Ваш ребёнок здоров, активен, подвижен, хорошо успевает в школе, мало болеет, не стремится постоянно присесть или прилечь, все анализы, включая сахар и гемоглобин крови, в норме? Тогда отстаньте от него и не пытайтесь накормить! Видимо того, чем он питается, ему вполне достаточно для полноценного развития!

Но мам, а особенно бабушек, часто такой мой ответ не устраивает! Ну что же, будем с научной точки зрения обсуждать проблему «малоежек».

Для начала обратимся к «нормам». То есть, чтобы реально говорить, что ваш ребёнок (внучок) «очень худой» или «очень маленький», нужно понимать, что в понимании педиатров «нормальный» ребёнок. И вот тут окажется, что «норма» веса и роста у детей, это весьма приблизительное число, как, скажем, «нормальная температура» 36,6 0С.

Тем не менее, эти нормы просчитаны и сведены в специальные таблицы - центильные таблицы роста, веса, окружности головы, охвата грудной клетки.

Центиль – показатель определенного параметра, в нашем случае - веса, который имеет определенное число обследуемых.

По центильным таблицам, можно определить, как развивается ребенок. Грубо говоря, взяли 100 детей в возрасте 3-х лет, измерили их вес. Половина детей – 50% были весом 13,5 кг, они попали в средний столбик (коридор) таблицы с пометкой 50 процентов или «среднее значение», те, кто отличались более низким или высоким весом от большинства попадали в столбики слева и справа от центра. Ниже весом - влево, выше - вправо. В самые крайние столбики, попали самые худенькие, и самые упитанные на свой возраст, в сравнении с остальными. Самые крайние столбики это 3-5% от общего числа измеряемых детей.

Маркировка таблиц может быть различна, таблицы могут быть представлены в виде графиков, но суть одинакова, по центру среднее значение (половина, большинство), по краям области очень низких величин или очень высоких величин.

Вот пример таких таблиц по весу.

Как пользоваться центильными таблицами? Вроде бы все ясно, ваш ребёнок в крайнем столбике слева, значит, его вес ниже среднего и он относится к 3% населения с таким же весом в данной возрастной категории. Ваш ребёнок в первом от середины столбике вправо, значит ваш вес чуть выше нормы, и таких 25% детского населения.

Как же оценить по центильным таблицам развитие, рост, вес?

Самое простое – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели. То есть, определить пропорциональность развития – пропорциональность антропометрических данных.

Определяют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам они принадлежат. Если все показатели находятся в пределах одного коридора или разница не более одной колонки, можно говорить о гармоничном развитии. Если разница между параметрами две колонки говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии, и три и более колонок – резко дисгармоничное развитие.

Можно ли по центильным таблицам поставить диагноз?

Нет.

Центильные таблицы – это условно-нормативные значения.

Например, если ваш ребёнок попал в область очень высоких величин или будет выявлено дисгармоничное развитие, ваш лечащий врач может, направить вас на дополнительные консультации.

Если же его вес, рост, объёмы груди и головы пропорциональны, но попадают в крайние колонки таблички (меньше или больше средних) – посмотрите на себя, свою семью, ведь не может в семье Дюймовочки и Эльфа родиться Дядя Стёпа. Впрочем, специалисты настаивают и на национальных и региональных стандартах, согласитесь, трудно сравнивать «стандартный» вес жителей, скажем, Якутии и Дагестана, Дальнего Востока и Калининграда.

Ну, а если вам всё же кажется, что ребёнок «недоедает», начните вести пищевой дневник, в который записывайте всё, что он съедает в течение дня, а потом посчитайте и сравните с тем, что он «должен» съедать в своём возрасте.

Предлагаю официальные таблицы.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый, например, для школьников.

Продукты

Возраст школьника

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет Юноши

14-17 лет Девушки

Хлеб пшеничный

150

200

250

200

Хлеб ржаной

70

100

150

100

Мука пшеничная

25

30

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45

50

60

50

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты свежие

150-300

150-300

150-300

150-300

Фрукты сухие

15

20

25

20

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло сливочное

25

30

40

30

Масло растительное

10

15

20

15

Яйцо, шт.

1

1

1

1

Молоко, кисло-молочные продукты

500

500

600

500

Творог

40

45

60

60

Сметана

10

10

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо, птица, колбасы

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

А теперь выскажу своё мнение по поводу предложенных наборов продуктов. Я уже писала в теме о пищевой корзине украинцев, что она, увы, слишком далека от идеального рациона. Так и здесь, явный перекос в сторону углеводных продуктов (избыток хлеба, муки, картофеля, круп, макарон, сахара и кондитерских изделий). При этом творога и рыбы рекомендовано – 40-60 г. И почему-то включена в детский рацион колбаса.

И если ваш ребёнок не съедает всего «положенного» ему, но при этом отлично себя чувствует, не пытайтесь его накормить! И самое главное – не пытайтесь «подкормить» пирожками-печеньями, сладкими блюдами и конфетами. Дети – существа гораздо разумнее нас, лишнего есть не станут, если их не заставить или не приучить к ненужным сладостям и «мусорной» еде!

Лучше постарайтесь научить ребёнка есть полезно, красиво и с удовольствием!