Сахар как наркотик. Как избавиться от зависимости?
Нравится
Сахар как наркотик. Как избавиться от зависимости?
Продолжаем наше самообразование? И сегодня на очереди тема, за которую проголосовали большинство моих ФБ-друзей и читателей: «Сахар как наркотик». Такую лекцию на Пятой Зимней школе по гормонотерапии нам прочитал Яков Маршак – врач-нарколог, внук всеми нами любимого детского поэта Самуила Яковлевича Маршака.
Почему лекцию о сахаре читал не врач-диетолог или нутрициолог, а врач-нарколог? Всё потому, что в последние годы большинство врачей стали склоняться к мысли, что зависимость от сахара у большинства из нас сходна с опиатной, то есть наркотической.
Понятно, что я не стану вам дословно приводить лекцию доктора Маршака, перескажу свои впечатления от неё и постараюсь слегка углубиться в эту тему.
О сахаре, сахарозаменителях, натуральных заменителях сахара, углеводах вообще, о гликемическом индексе (ГИ) и гликемической нагрузке (ГН) и инсулине я уже подробно писала, у кого есть желание – ознакомятся или освежат свои знания. Сегодня о другом.
Как случилось, что сахар стал играть такую роль в жизни человечества? Как он стал наркотиком и почему процентов 75 продуктов в наших супермаркетах содержат сахар? И самое главное – нужно ли с этим бороться и как именно это сделать?
Начнём с глубокой истории человечества. Если диетологи и до сих пор спорят, кем изначально был человек – травоядным или плотоядным (хищником), при этом многие склоняются, что всё же он был больше плодоядным, что подтверждается и мнением, например, британского археолога и ботаника Гордона Хиллмана, который утверждает, что в течение сотен тысяч лет человечество в основном питалось семенами многолетних растений. Ну, пока не научилось охотиться. И, как говорит, доктор Маршак, человеческий организм изначально был настроен на другой тип питания и получения энергии, источником для создания АТФ (аденозинтрифосфата) - универсального источника биохимической энергии для всех клеток живых систем - являлись преимущественно растительные жиры. Когда кто-то из древних людей впервые попробовал термически обработанные злаки, а, скорее всего, как любое «открытие», это произошло случайно, он получил не только свою первую повышенную порцию глюкозы, но и сладко-нежное состояние после приема пищи и желание это ощущение повторять снова и снова. И понеслось…
Да, безусловно, углеводы обеспечивают организм энергией, но они не считаются незаменимыми питательными веществами. У организма есть резервные системы энергообеспечения: в отсутствие углеводов «в топку» бросаются жиры. Справляются они ничуть не хуже, только медленнее, но при этом молекул клеточной энергии производят больше. В отсутствие углеводов и жиров энергию дают белки. Это уже не совсем хорошо, но не смертельно для организма в короткий промежуток времени.
Но вот антропологи утверждают, что вот этот углеводный тип питания дал щедрый источник энергии неокортексу - новой коре головного мозга и органу приспособления, благодаря которому человек получил возможность интенсивнее использовать свой интеллект, оказался способен к выживанию и к решению более сложных задач.
Неокортекс вырабатывает нейромедиатор орексин, который повышает стремление к сладкой пище. А поступление глюкозы во время еды повышает уровень серотонина, вырабатываемого неокортексом, и человек испытывает эйфорию. Когда же уровень глюкозы снижается, неокортекс начинает вырабатывать кинуренин, который и вызывает ухудшение настроения. Когда кора головного мозга древних людей испытала возможность получения «лёгкой» глюкозы из крахмала, люди стали питаться не по причине голода, а по причине аппетита, стали есть чаще, больше и начали переедать.
Источников такого питания в природе было недостаточно, их нужно было посадить, вырастить, сохранить, обработать. Это привязало человека к земле и заставило работать ради удовлетворения своей новой пищевой потребности. Так появился социум, а человек смог стать главным среди биологических видов на Земле. С этого момента термически обработанная крахмалистая пища снабдила первобытных людей щедрым источником глюкозы. Это был чрезвычайно важный момент в эволюции человека, давший начало истории человечества и культурному прогрессу.
Представляете, человечество резко поумнело и сделало такой огромный шаг в своём развитии именно благодаря сахару. А дальше что? Казалось бы, больше сахара – больше ума, больше счастья и рай на Земле. Увы… Жизнь так и осталась «не сахаром», а счастье нам обещают только рекламные шоколадки. Которые, как любая сладкая пища, дают приятные ощущения. Но всего на короткое время. Уже через 15-20 минут после шоколадки (конфетки, сахара в чае и т.п.) сладкая нега и ощущение радостного подъёма заменяется головокружением, слабостью, дрожанием в конечностях, приливами холодного пота. Ничего не напоминает? Именно такая реакция у наркоманов, алкоголиков и курящих – при недостатке эндогенного опиата метэнкефалина в мозгу. Именно об этом, об опиатной природе патологического пристрастия к высокогликемической пище, говорит Яков Маршак и утверждает, что подобные реакции – это важное различие стимуляторного типа удовлетворения от еды (как у первобытных людей, испытывавших чувство голода и получавших энергию из жирных кислот) и седативного (как у всех нас, привыкших к высокогликемической пище и жаждущих добавки).
Нейрохимическая основа этих состояний одинакова – нехватка стимуляции опиатных рецепторов, мезэнцефалических структур мозга. Люди, страдающие гиперинсулинизмом, вожделеют сладкого и не могут без сладкого, так же, как алкоголик по отношению к алкоголю, курильщик по отношению к табаку, героиновый наркоман по отношению к героину.
Наряду с возникновением физиологических патологических процессов, человеческое пристрастие к сладкому питанию положило начало развития проблем регуляции настроения. Дело в том, что высокогликемическое питание дезорганизует серотонинэргические и катехолэргические функциональные системы мозга. Вызываемые таким питанием реактивная гипогликемия проявляет себя в виде перепадов настроения (циклотимию), провоцирует биполярную депрессию, психозы, алкоголизм и наркоманию.
Это подтверждают и исследования группы ученых под руководством Барта Хойбела из Принстонского университета. Опыты на крысах, проводимые под его руководством, показали, что определенные участки мозга реагируют на сахар так же, как на морфий или никотин. Не зря в начале XXI века в Швеции уже открылась первая клиника по лечению сахарной зависимости — пациентов там лечат как алкоголиков и наркоманов.
Я не стану снова рассказывать о том, какие болезни вызывает сахар, лишь напомню, что современный человек съедает почти в 10 раз больше сахара, чем рекомендовано ему врачами. При этом, даже если вы не едите чистый сахар вообще, то всё равно употребляете его слишком много, в виде скрытого сахара в тех же обезжиренных молочных продуктах, выпечке, напитках, соках, в самых разных продуктах – от полуфабрикатов до кетчупа. На «выходе» - почти четверть населения Земли страдает ожирением, и около 10 % - сахарным диабетом.
Кто ещё не посмотрел документальный фильм австралийского актёра и режиссёра Дэймона Гамо «Сахар»? Очень рекомендую, особенно скептикам, считающим, что не так страшен чёрт. Для тех, кто ещё не видел, краткое содержание: автор сам выступил в роли подопытного кролика. В обычной жизни приверженец диеты с большим содержанием белков, жиров и свежих овощей в течение двух месяцев питался «здоровыми продуктами» из супермаркета, съедая «нормальные» для среднестатистического австралийца 40 чайных ложек сахара в день. Оказалось, это просто: завтрак из кукурузных хлопьев с обезжиренным йогуртом и пакетированным яблочным соком - это уже половина дневной нормы. Эксперимент проводился под наблюдением врачей: состояние Дэймона к концу 60 дней заметно ухудшилось - и по анализам крови, и внешне (плюс 10 см на талии), и энергетически (упадок сил), и эмоционально (перепады настроения). В фильме объясняется причина, по которой сахара стало так много в нашей жизни: победа «сахарного лобби» над «лобби жиров» в 1960-е годы. Именно тогда жиры официально признали причиной повышенного числа сердечно-сосудистых заболеваний, а сахар — источником необходимой организму энергии. В «здоровые» обезжиренные продукты стали для вкуса добавлять сахар.
Глобальная война против холестерина создала гигантскую индустрию «здорового питания», приносящую огромные прибыли корпорациям и уничтожающую здоровье целых поколений. Сахар в чистом виде, а также в виде подсластителей, наполнителей в «облегченных продуктах» и разных сладостях не является продуктом, необходимым нашему организму. Тысячелетиями генетика и биохимия организма человека формировалась без учета этих не свойственных натуральному питанию продуктов.
Так почему же сахар стал культом, наркотиком, острой необходимостью? Да потому что сахар – самый простой способ испытать удовольствие, практически оргазм в чистом виде. Но это – эрзац, заменитель не только оргазма, но и простых, необходимых человеку радостей – покоя, заботы, нежности, радости, уюта. Это антистресс и «машина времени» в счастливое защищённое детство, с его мандариново-конфетным Новым годом и тортом со свечками на день рождения. А уж во время затянувшегося стресса – едва ли не лекарство. Во время стресса, особенно хронического, организм быстрее тратит «гормон радости» - серотонин. А потому так вырастает желание заесть его сладким, особенно у женщин, потому что серотонин у них расходуется быстрее и вырабатывается сложнее. А вот эта связь: «стресс-сладкое – хорошее настроение» становится якорной цепью, намертво приковывающей к сахару. Но, увы, эта же цепь становится и цепью качелей, ведь, как мы уже выяснили, после приёма сахара быстро возникает подъём его уровня в крови, а за ним – быстрое его же падение. И формируется порочный замкнутый круг: «стресс-сахар – радость – снижение сахара – стресс».
«Но что будут делать простые смертные, чтобы наполнить жизнь теми чувствами, которыми обеспечивал их сахар!?» - задаёт риторический вопрос Дэймон Гамо в конце своего блокбастера про сахарную зависимость. Ответ на это даёт доктор Маршак: «Сладости вызывают ощущение сладкой неги, счастья на короткое время, после чего наступает резкий спад настроения, который длится несколько часов. В нашей клинике, чтобы вылечить человека от наркозависимости, нам необходимо избавить его от перепадов настроения. Приходится исключать сахар из рациона и развивать новую привычку: получать от еды не чувство сладкой неги, а прилив энергии».
И дополняет: «Одним из основных компонентов в нашей жизни является состояние нашего настроения. Все живые существа одинаковы. Они следуют своему настроению. Они хотят быть в приподнятом настроении, чувствовать себя счастливее, и избегать страданий. Я считаю, наркомания является болезнью основного источника регулирования нашей жизни, регулирования состояния нашего настроения».
По существу жизнь всех животных характеризуется поведением, преследующим две цели: как сделать себе лучше и как избежать того, чтобы было хуже.
При патологических зависимостях наркоман, лишённый своего наркотика, также испытывает всё усиливающееся страдание. Зато при каждом новом употреблении он немедленно ощущает удовлетворение и освобождение, сравнимые по характеру с тем, что он чувствует, когда возобновляет дыхание после длительного перерыва.
В начале 90-х годов в период экономической депрессии и развала СССР Россия и многие входившие в Союз республики столкнулись с быстрорастущей эпидемией героиновой наркомании. Это было вызвано множеством социальных, экономических, политических и психологических факторов. Однако для объяснения того факта, что наркотиком номер один в быстро нарастающей эпидемии наркомании стал именно героин, необходимо принять во внимание изменение характера питания населения в эти годы. В начале 90-х в России произошла пищевая революция: на прилавках пустых продовольственных магазинов в первую очередь оказались высокогликемические продукты - батончики для перекуса и сладкая газированная вода. К чему приводит употребление высокогликемической (интенсивно насыщающей кровь сахаром) пищи? Человек начинает испытывать интенсивные перепады настроения. Изменения настроения обусловлены биохимическими процессами, вызванными резким возрастанием концентрации глюкозы в крови после приема сладкой пищи. В головном мозге увеличивается количество эндогенного опиата (то есть созданного самим организмом), называемого метэнкефалином, а затем оно резко уменьшается. Излишнее количество опиатов вызывает приятные ощущения, а при их нехватке возникает раздражительность, тоска, тревога и другие неприятные ощущения. Естественно, что экзогенный (внешне созданный) опиат- героин - полностью восполнявший недостаток метэнкефалина стал точным «уличным лекарством», отвечающим потребностям страдающего молодого человека в адекватном утешении.
Так почему же мы не можем прекратить есть сладости и вернуться к здоровому питанию? Многие современные диеты, рекомендованные специалистами, являются физиологически обоснованными, но не приносящими явного ощущения удовлетворения после еды. Большинство людей, выбирающих какую-либо диету, могут следовать рекомендациям не более нескольких недель, возвращаясь затем к привычному способу получения удовлетворения от пищи.
Существует всего 2 вида ощущения удовлетворения, которым обладают люди.
Первым является ощущение неги, служащее для обеспечения душевного комфорта во время отдыха. Второй возможностью получения удовлетворения является стимуляторное удовольствие, или кураж. Это ощущение, при котором вы чувствуете себя активными, энергичными и восторженными. Этот способ стимуляторного удовлетворения создан для обеспечения периодов нашей активности. Недаром люди научились использовать транквилизирующие и стимуляторные наркотики, способные интенсивно на короткое время подхлестнуть эти две ветви регуляции настроения.
Пища, которую мы едим, таким же образом способна воздействовать на регуляцию настроения, вызывая транквилизирующие или стимулирующие ощущения. Упрощая, можно сказать, что высокогликемическая пища способна вызвать волну транквилизирующих сладко-нежных ощущений, а пища, богатая белками, может вызывать стимуляторное удовольствие после еды. Именно поэтому племена охотников и рыболовов, а также кочующих скотоводов после еды либо устраивали пляски, либо состязания, а в противоположность им оседлые земледельцы наслаждались сиестой.
Основываясь на этом знании, в клинике Маршака (напомню, клиника для наркоманов!) создали специальную оздоровительную диету. Эта диета богата белками, содержит набор надлежащих специй, не содержит белого сахара, муки и других высокогликемических продуктов. Эта оздоровительная диета преследует две цели:
- она физиологична и отменяет перепады настроения, как правило, вызываемые «обычной пищей», которые являются столь опасными для людей, страдающих патологическими пристрастиями.
- оздоровительная диета обеспечивает людям стимуляторное удовлетворение после еды.
Для людей, которые «пристрастились» к сладкому, бесполезно рекомендовать умеренно употреблять сахар, мучную и крахмалосодержащую пищу. Дело в том, что пристрастие к сладкому – это настоящее патологическое пристрастие. Представьте себе, что для тех, кто просто любит выпить, совет меньше пить или начать пить «культурно» выполним. Для алкоголика же контроль употребления спиртного – невозможен. В среде трезвых алкоголиков ходит пословица: «И одной рюмки алкоголя алкоголику слишком много, и бочки слишком мало». У алкоголика есть только одна возможность остаться здоровым и живым – это полный отказ от алкоголя. И единственный способ избежать болезненного пристрастия к сладкому – перестать употреблять его совсем.
Думаю, все эти факты достаточно убедительны для того, чтобы сказать: «Да, пожалуй, неплохо было бы отказаться сахара». Значит ли это, что наша жизнь станет несладкой? Нет, скорее речь пойдет о том, чтобы вернуть ей подлинную сладость, освободить от привычки, привязанности, зависимости. Постепенно изменить свои отношения со сладким. Обнаружить утраченный (или недостающий) вкус общения с друзьями или семьёй, в своей работе или хобби, в чтении книги или в активности собственного тела. Вновь найти ключ к удовольствию от иных, самых разнообразных вкусовых ощущений. Начать жить так, как если бы сахар снова стал деликатесом.
Как я повторяю постоянно: «Еда должна быть удовольствием… Но не первым и не единственным в жизни!»