Солнцезащитные кремы: да или нет. Часть вторая
Нравится
Солнцезащитные кремы: да или нет. Часть вторая
Мы с вами обсудили, какова польза солнечного света, почему крайне важно загорать на солнышке без солнцезащитных кремов и как это правильно сделать. Но уж коль далеко не все знали о профилактике дефицита витамина D, не готовили свою кожу к загару, хочешь-не хочешь солнцезащитными кремами пользоваться придётся. Я не стану рассказывать, какие кремы вреднее, какие безопаснее – не моё это дело. Пусть этим занимаются более компетентные специалисты – токсикологи, химики, эндокринологи. А я - диетолог, кремы мы не едим, слава Богу, но вред они могут нанести нашему здоровью похлеще ядов, поступающих через пищеварительный тракт. Я расскажу о том, на что следует обращать внимание при выборе крема.
Первый широко используемый солнцезащитный крем появился в 1944 году, назывался он «Red Vet Pet». Это было красное липкое вещество, похожее на вазелин, которое работало как физический блокатор и имело ограниченную эффективность. Сейчас на рынке имеется огромнейший выбор всевозможных вариантов солнцезащитных средств, но что примечательно: мы знаем, что солнцезащитные крема защищают от ожогов, но о том, насколько они безопасны, мы знаем очень мало.
Для начала - пару слов «матчасти». Активные компоненты в солнцезащитных кремах бывают двух видов: минеральные и химические. Они защищают нас от воздействия солнца, но при этом работают по-разному: химические средства вызывают химическую реакцию, которая предполагает защиту от солнечных лучей UVA и UVB, минеральные являются физическим барьером - они блокируют или рассеивают лучи от кожи.
Несмотря на разные механизмы действия, понятные из названия, и те, и другие несут потенциальный вред. И вред, увы, не только для кожи.
Наиболее распространенные солнцезащитные средства на рынке содержат химические фильтры. Эти продукты, как правило, включают в себя от двух до шести активных ингредиентов, обычно это: oxybenzone, avobenzone, octisalate, octocrylene, homosalate и octinoxate. И большинство из них являются ксеноэстрогенами – химическими веществами, которые при попадании в наш организм «маскируются» под наши реальные эстрогены. «Ксено-» и означает «чужеродный». Увы, наш организм часто не разбирает «свой-чужой», а это ведёт к явным сбоям в работе наших половых желез, нарушениям репродуктивной системы. Один из самых распространённых солнцезащитных ингредиентов, оксибензон, был обнаружен в органах 97% протестированных американцев. И два европейских исследования обнаружили химические вещества от солнцезащитного крема в материнском молоке (до 85% образцов), показывая, что плод и новорожденные дети также подвергаются риску воздействия этих веществ. Более 20 исследований доказывают, что оксибензон – ксеноэстроген - разрушитель, ведь выявлена связь между высокими концентрациями оксибензона в организме и повышенным риском развития эндометриоза. Октиноксат связывают со щитовидной железой и поведенческими изменениями в соответствии с исследованиями на животных; а гомосалат разрушает эстрогены, андрогены и прогестерон.
В минеральных используется оксид цинка и/или диоксид титана. Минеральные солнцезащитные кремы, как правило, считаются более безопасными по сравнению с химическими. Тем не менее, важно, чтобы производители использовали формы минералов, которые покрыты инертными химическими веществами, чтобы снизить фотоактивность. Без этого при нанесении на кожу и при взаимодействии с другими химическими веществами в креме могут высвобождаться свободные радикалы. Некоторые учёные обеспокоены тем, что минеральные солнцезащитные средства, содержащие диоксид титана или оксид цинка в форме наночастиц (в отличие от их более безопасной формы без нано) могут попадать в кровь при применении. Оксид цинка обладает более широким UVA и UVB спектром поглощения, так что обеспечивает лучшую защиту, и при этом является более безопасным, так как создает меньше свободных радикалов. Оксид цинка - единственный активный ингредиент, одобренный для использования на детях в возрасте до 6-месячного возраста.
Не стану останавливаться на аллергических реакциях, хотя ещё в в 2013 году один из компонентов солнцезащитных кремов - консервант метилизотиазолинон - был назван аллергеном года.
Пару слов о потенциальной способности этих кремов вызывать рак кожи. Специалисты говорят, что более 40% таких средств потенциально способствуют страшному заболеванию. Странно, да? Ведь солнцезащитные кремы создавались для защиты от рака! Одна из причин этого – включение в состав продукта витамина А и его производных: ретинола и ретинола пальмитата, которые освобождают свободные радикалы, что повреждают кожу при солнечном свете, увеличивая скорость развития злокачественных клеток. Витамин А является антиоксидантом и производители его добавляют, поскольку считают, что он замедляет процесс старения кожи. Это может быть справедливо для средств, используемых в помещении и в ночное время. Однако недавно ученые выявили фотоканцерогенные свойства витамина А, т.е. свойства ускорения развития раковых опухолей при нанесении на кожу этого вещества и воздействии солнечных лучей. Доказательства ученых не на сто процентов неопровержимые, однако это заключение вызывает опасения. Витамин А содержится в 20% солнцезащитных кремов и в 12 % средств для ежедневного ухода за лицом.
Шведское исследование ещё в 2000 году пришло к выводу, что более высокий темп развития меланомы наблюдается в тех, кто использует солнцезащитные крема.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) заявило в 2007 г., что отсутствуют доказательства эффективности солнцезащитных кремов в предотвращении рака кожи. А всё потому, что после нанесения солнцезащитного средства люди дольше остаются на солнце и поэтому поглощают больше радиации в целом.
Многие солнцезащитные средства содержат противовоспалительные вещества, которые могут предотвращать появление на коже признаков ожогов, даже если они применяются после возвращения в помещение с пляжа. При отсутствии болевых ощущений от солнечных ожогов, человек, пользующийся солнцезащитным кремом, может ошибочно предположить, что крем полностью защищает кожу от вредного воздействия УФ-B лучей, тогда как на самом деле это всего лишь действие химических веществ и по сути дела трюк.
Также ученые связывают высокий риск заработать рак кожи при использовании кремов с высвобождением свободных радикалов из-за реакций химических веществ в креме под воздействием солнечных лучей. Свободные радикалы — высокореактивные молекулы, активно взаимодействующие с белками, липидами и генетическим материалом клеток, которые могут повредить ДНК и клетки кожи, способствуют старению кожи и вызвают рак кожи.
Еще одно предположение: в течение последних 30 лет на рынке доминируют средства с плохим уровнем защиты от УФ-A лучей. Средневолновые УФ-B лучи являются основной причиной солнечных ожогов и предраковых мутаций ДНК. Однако УФ-А лучи, интенсивность которых незначительно меняется в течение дня и мало зависит от времени года, вызывают более тонкие повреждения. Они проникают глубже в ткани кожи и также приводят к появлению свободных радикалов.
Кроме всего прочего, нет доказательств того, что продукты с высоким SPF лучше. Теоретически, применяя солнцезащитный крем с фактором защиты от солнца SPF - 100, человек может загорать в 100 раз дольше, чем без его нанесения и не получить солнечные ожоги. Т.е. если человек, как правило, краснеет после 30 минут пребывания под полуденным солнцем, то с кремом он может под ним находиться в течение 50 часов.
Но для средств с высоким SPF теория и реальность - это две разные вещи. Многие исследования доказывают, что высокий SPF вводит людей в заблуждение, они обычно используют продукты с высоким SPF неправильно и в результате в большей степени подвергают себя ультрафиолетовому излучению, чем люди, использующие продукты с более низким SPF.
Причина состоит в том, что люди слишком доверяют этим продуктам, в то время как защитой свыше SPF 50 можно пренебречь. При правильном применении солнцезащитный крем с SPF 50 блокирует 98 % лучей, а SPF 100 блокирует 99 %. Также продукты с высоким уровнем SPF могут на самом деле не обладать таковым. Когда компания Procter & Gamble испытывала продукцию конкурентов с SPF 100, то оказалось, что в пяти различных лабораториях результаты варьировались между SPF 37 и SPF 75, поскольку очень незначительное изменение в условиях тестирования сильно влияют на расчет SPF. Кроме того, в продуктах с высоким SPF обычно содержится более высокие концентрации химических веществ, фильтрующих излучение, чем в кремах с небольшим уровнем защиты.
Международное агентство по изучению рака (МАИР) не рекомендует использовать в качестве основной защиты от солнечного излучения и в качестве профилактического средства от рака кожи солнцезащитный крем. Предпочтительно использовать одежду, головные уборы и тень. А ещё – некоторые «солнцезащитные» продукты, о которых я писала в статье о продуктах для красивого загара.
Можно использовать масла, имеющие природные солнцезащитные факторы: масло малиновых семян, конопляное, макадамии, кунжутное, жожоба и ши, кокосовое, при этом употреблять их можно как внутрь, так и снаружи, сделав своё солнцезащитное средство. Рецептов в сети полно, приводить не стану, потому что на себе не пробовала, а исследований по их эффективности не видела.
А потому крем нужен лишь тогда, когда вы не можете контролировать, как долго вы остаетесь на солнце. Например, если вы работаете весь день на огороде или планируете провести целый день на пляже, то вам просто необходимо защитить чувствительные области вашего лица, особенно вокруг глаз.
А в идеале – использовать кремы для ежедневного ухода, содержащие провитамин D, как, например, кремы «Квартета здоровья». Космецевтика «Квартет Здоровья» содержит особую форму витамина D3 - 7DHC. Это депоформа витамина D3, сама по себе имеющая ценные защитные свойства для кожи. Под воздействием UVB лучей 7DHC преобразуется в витамин D3. Далее происходят химические реакции в коже, после которых витамин D3 преобразуется в активный гормон. Именно 7DHC запускает естественный механизм выработки витамина D3, который впоследствии становится главным «борцом» с внешними стрессами кожи. Даже не пытайтесь купить раствор витамина Д в аптеке и добавить в свой крем. Ничего хорошего, кроме жирной плёнки на коже, не получите, витамин не пройдёт через мембраны клеток кожи и останется на поверхности. Отличительной особенностью косметики «Квартета здоровья» является использование специальных проводниковых систем, позволяющих доставить действующие вещества ВНУТРЬ клеток кожи. Так, для доставки провитамина D используются циклодекстрины, которые решают проблему «проникновения» гидрофобной молекулы провитамина D через мембрану кератиноцита. Не рекламирую ничего, только-только сама начала пользоваться линией этой косметики, но, учитывая, что дефицит витамина D в крови я уже ликвидировала, надеюсь, что и эта космецевтика станет для меня надёжным помощником в красивом и безопасном загаре!
А вам предлагаю взвесить все «за» и «против», положив на весы сравнения дефицит витамина D и опасность солнечной радиации.