Шесть добавок к питанию вашего ребёнка, о которых стоит спросить у педиатра
Нравится
Шесть добавок к питанию вашего ребёнка, о которых стоит спросить у педиатра
Вне зависимости от возраста вашего ребёнка, для вас он будет всегда оставаться ребёнком. И вы будете волноваться о его здоровье и в 6 месяцев, и в 6 лет, и в 66, даст Бог, доживёте до этого его возраста. И переживать, а всё ли ваш ребёнок получает с пищей.
Пока вы кормили его грудью, месяцев до шести здоровый малыш не нуждался практически ни в каких добавках и прикормах, кроме витамина D (об этом – ниже). Хотя я вспоминаю, как моему сыну 30 лет назад уже в месячном возрасте были рекомендованы овощной отвар (мы называли его «сиротский супчик») и яблочный сок.
Но вот ребёнок переходит к прикорму. Казалось бы, зачем? Чего ему не хватает в мамином молоке? Оказывается, уже многого. А с взрослением и переходом на «общий стол», как оказывается, дефициты увеличиваются и усугубляются, несмотря на привычное нам «всё лучшее – детям»! Так о каких дефицитах нам стоит озаботиться и проконсультироваться со своим педиатром, какими добавками их ликвидировать?
Понятно, что D-доктор начинает со своего любимого витамина. И лишний раз пожалеет об уничтожении советской профилактической системы в питании детей. В нашем детстве нам всем давали витаминизированный рыбий жир – это та же омега-3 с витамином Д. Именно с них я и начинаю.
В материнском молоке витамина D крайне мало, в среднем 10-80 МЕ на 1 литр. Если учесть, что средний объем выпиваемого за день молока составляет около 0,75 литра, то ребенок получает 8-60 МЕ в сутки. И это при условии, что у мамы его достаточный уровень в крови. А я уже писала не раз об «эпидемии» D – дефицита в мире, даже в самых солнечных и «сытых» странах.
Американская академия педиатрии настаивает, что ВСЕ грудные дети, находящиеся на полном или частичном грудном вскармливании, и дети- «искусственники», получающие менее 900 мл смеси в день, должны получать витамин D в виде добавки с первых дней жизни.
Вы можете у меня спросить, а если малыш рождён летом и получает достаточное количество солнышка? Увы, наша официальная медицина настоятельно рекомендует ограждать детей от солнечных лучей: прятать в тень, носить закрытую одежду, мазать солнцезащитными кремами. Американская Академия Педиатрии не рекомендует подвергать ребёнка солнечным лучам до 6 месяцев. Откуда ему получить витамин D? Только из добавок…
Каких и сколько? Спросите у своего доктора. Средняя профилактическая доза для ребёнка, который питается молочной смесью - 400 МЕ витамина D, если он получает меньше 1 л смеси в сутки. Всем детям первого года жизни, находящимся на грудном и смешанном вскармливании, необходимо с первых дней жизни назначить 400 МЕ. Эти рекомендации касаются и недоношенных детей.
Дети старше 1 года получать 600 МЕ витамина D ежедневно.
Это рекомендации Национального медицинского исследовательского Центра Здоровья Детей.
Лечебные дозировки при низком уровне витамина Д в крови должен подобрать педиатр.
В период беременности ребенок получает омега-3 ПНЖК из организма матери, а после рождения – с грудным молоком. Новорожденному они необходимы, прежде всего, для:
- Роста головного мозга и развития способностей к обучению
- Адекватного созревания иммунной системы и профилактики аллергий
- Профилактики развития диатеза (атопической экземы)
Количество ЭПК+ДГК в молоке мамы зависит от её питания и приёма ею добавок. Если мама не принимает добавки, не живёт в Гренландии с эскимосами - у неё однозначный дефицит омега-3 жирных кислот, а значит, у неё и в молоке этот дефицит. А с переходом малыша на прикорм, этот дефицит только усугубится, ведь основной поставщик омега-3 – это мелкая дикая рыба северных морей, а рыбу в прикорм детям до года вводят уже после 8-10 месяцев, да и то – пару раз в неделю и в приготовленном виде. А потому, сначала малыши, а потом уже и дети-подростки-взрослые нуждаются в постоянном дополнительном приёме омега-3. Вот опять вспоминаю «советский» рыбий жир.
Как выбирать «правильный» препарат с омега-3, я уже писала, суточные дозировки для детей:
6-12 месяцев – 500 мг ЭПК+ДГК
1-3 года – 800 мг
3-6 лет – 1000 мг
6-14 лет – 1500 мг
с 14 лет – 2000 мг
Младенцы рождаются с запасом железа, которого хватает им на первые 4-6 месяцев. И это при условии, что у мамы во время беременности не было дефицита железа и ферритина. К моему глубочайшему ужасу, проблемой анемии беременных наши доктора начинают озабочиваться лишь тогда, когда уровень гемоглобина падает дальше некуда. Вспомните, мамы и бабушки, кто у вас во время беременности проверял ферритин? То-то и оно. А дефицит железа определяется более чем у четверти всего населения земного шара. И это диагностированный дефицит, с уже «упавшим» Нв. Низкий уровень ферритина у мамы – стопроцентная вероятность низкого ферритина у ребёнка, и самое страшное в этом – хроническая гипоксия мозга – прямой путь к изменению поведенческих реакций, познавательных функций, снижение способности к обучению и памяти. Вот почему педиатры всего мира рекомендуют введение прикорма с 4-6 месяцев, а Американская академия педиатрии идёт дальше и настаивают на введении железосодержащих добавок детям, находящимся на полном или частичном грудном вскармливании, начиная с 4-месячного возраста. Заменители грудного молока обычно обогащены железом, поэтому «искусственники» редко нуждаются в добавке железа.
Если вы думаете, что дефицит железа – это проблема грудничков 4-6 месяцев, то глубоко ошибаетесь. Я уже писала выше, что четверть населения земли страдает этой проблемой, а потому стоит и своих взрослых «малышей» проверить на дефицит ферритина, особенно, если есть симптомы этого дефицита:
- общее недомогание, хроническая усталость;
- слабость, неспособность переносить длительные физические и умственные нагрузки;
- синдром дефицита внимания, сложности с концентрацией, ригидность;
- раздражительность;
- головные боли;
- головокружения, иногда обмороки;
- сонливость и нарушения сна и др.
Ну, скажите мне, у кого из детсадовцев и школьников в конце второй, а особенно третьей четверти не бывает таких симптомов? Увы, низкий ферритин «наесть» невозможно, а, учитывая огрехи в питании (дефицит в питании детей «красного» мяса, говяжьей печени и языка, крольчатины, индюшатины, гусиного мяса, некоторых сортов рыбы – как источников гемового железа, и свежих фруктов, круп – как источников негемового железа, дефицит витаминов С, В12…), лучше обратить внимание на добавки железа. А Клиника Калинченко рекомендует школьникам четыре месяца (ноябрь-февраль) для профилактики гипоксии давать препараты железа. Особенно призываю внимательно следить за общим анализом крови и ферритином мамам девочек в пубертате – периоде полового созревания. И не стесняйтесь «направлять» ваших педиатров на то, чтобы внимательно «расшифровывали» общий анализ крови, ведь нормальные Нв и количество эритроцитов – это ещё не показатель отсутствия латентной анемии. В анализах может быть и высокий гемоглобин и повышенное количество эритроцитов, но при «ближайшем рассмотрении» можно увидеть, например, снижение коэффициента наполнения эритроцитов гемоглобином, что может быть компенсаторным при снижении уровней железа и ферритина, как показатель хронической гипоксии – недостатка снабжения тканей и органов кислородом. Таким же показателем может быть изменение величины (анизоцитоз) и формы (пойкилоцитоз) эритроцитов. Если в норме эритроцит похож на чечевичное зёрнышко (двояковогнутый диск), то при железодефицитной анемии эритроциты могут менять форму, становиться похожими на шарик, каплю, полумесяц (серп) и т.п. Величина нормальных эритроцитов 7 - 7,5 мкм, «больные» становятся больше (макро- и мегацитоз) – 8-12 мкм или меньше (микроцитоз) – менее 6,9 мкм. В общем, помним о «пациент-вовлечённости» медицины. Это, в первую очередь, нужно вам!
Суточная потребность в железе по возрастным группам:
1-7 лет - 10 мг
7-11 лет- 12 мг
11-14 лет: мальчики - 12 мг, девочки - 15 кг
14-18 лет: мальчики - 15 мг, девочки - 18 мг
Витамин B12 (цианокобаламин) называют «красным» витамином, ведь его дефицит, как и дефицит железа связывают с анемиями. Но кроме того, этот витамин важен для нормального роста и улучшения аппетита, усиливает иммунитет, увеличивает энергию, поддерживает нервную систему в здоровом состоянии, улучшает концентрацию, память и равновесие, снижает раздражительность.
Встречается он в продуктах животного происхождения, таких как мясо, рыба, яйца и молочные продукты, и, казалось бы, не является проблемой для большинства детей. Увы, и этот витамин оказывается часто в дефиците, а всё потому, что дисбиозы у детей тоже грозят перерасти в эпидемию. За это «спасибо» неразумному применению антибиотиков, избытку сахара и дефициту полноценного животного белка и клетчатки в питании наших детей, «химии» в еде и воде, консервантам, красителям, стабилизаторам, которые губят нормальную микрофлору кишечника, нарушая усвоение витамина В12 из пищи. Ещё это проблема веганов и вегетарианцев, вот почему детей не стоит переводить на такой тип питания.
Суточная потребность в витамине В12 по возрастным группам:
1-3 года- 0,7 мкг
3-7 лет-1,5 мкг
7-11 лет - 2,0 мкг
11-18 лет -3,0 мкг
Ещё одна «эпидемия» в мире - дефицит йода. История борьбы с этой напастью длится уже ни одно столетие, и во многих странах мира является государственной программой, и если в 1993 году йододефицит отмечался в 110 странах, то к 2018 году их осталось 31, в числе которых, к сожалению, находятся и Россия с Украиной. В Австрии, Германии, Голландии, Швейцарии, где эндемический кретинизм из-за дефицита йода представлял огромную социальную беду, - существовали целые деревни кретинов, - был принят закон об обязательном йодировании всей производимой соли и импорте только йодированной соли. Там люди едят и не думают, сколько нужно чего съесть, чтобы получить необходимую дозу йода, - государства уже позаботились об этом. В Советском Союзе так же была государственная программа борьбы с дефицитом йода, йодированная соль, йодирование детских смесей, специальные противозобные кабинеты. Всё это было разрушено в 1986 году, как раз после прихода к власти Горбачёва и с началом распада страны. Не стану приплетать сюда политику, но у меня даже сомнений нет, что всё это делалось умышленно, ведь дефицит йода – это, прежде всего, проблема интеллектуального потенциала нации, ибо без йода не функционирует самый важный орган адаптации – щитовидная железа, без нормальной деятельности которой не может развиваться ни один орган, в том числе не может развиваться мозг ребенка, и его психо-моторная деятельность никогда не будет соответствовать норме. И даже для взрослых, попавших на территорию с йодным дефицитом, это не проходит бесследно: формируется зоб, гипотиреоз со всеми последствиями клинических осложнений, нарушаются работоспособность, интеллектуальные возможности, снижаются трудовые ресурсы.
Сейчас дефицит йода испытывают 70 % населения России и более половины в Украине. В Украине с йододефицитом рождается каждый десятый младенец. Ежегодно почти тридцать тысяч детей появляются на свет со сниженным интеллектом и триста тысяч - незащищенных от необратимых последствий повреждения мозга.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует потреблять следующие дозы йода ежедневно:
- У младенцев первого года жизни суточную потребность оценивают в 25-50 мкг.
- Дети от рождения до пяти лет — 90 мкг.
- Дети в возрасте от шести до двенадцати лет — 120 мкг.
- Подростки и взрослые — 150 мкг.
- Беременные и кормящие — 250 мкг в сутки.
Ещё один минерал, играющий большую роль в здоровом функционировании нашего организма, - магний. Этот элемент участвует во многих процессах - в выработке энергии, усвоении глюкозы, передаче нервного сигнала, синтезе белков, построении костной ткани, регуляции расслабления и напряжения сосудов и мышц. Он оказывает успокаивающее действие, снижая возбудимость нервной системы и усиливая процессы торможения в коре головного мозга, выступает как противоаллергический и противовоспалительный фактор, защищает организм от инфекции, участвуя в выработке антител, играет значительную роль в процессах свертываемости крови, регуляции работы кишечника, мочевого пузыря и предстательной железы, оказывает антиспастическое действие, способствует выведению холестерина из организма.
Магний содержится в большинстве пищевых продуктов, но даже при благоприятных условиях из пищевых продуктов усваивается всего до 30-40 % магния.
При дефиците магния повышается нервно-мышечная возбудимость (судорожные подергивания мышц, тетания, тревога, страх, слуховые галлюцинации, тахикардия), потеря аппетита, утомляемость, головокружение, угнетенное психическое состояние и страх, боли и покалывания в мышцах, зябкость, повышенная чувствительность к изменению погоды (особенно мерзнут руки и ноги), острые боли в желудке, нередко сопровождающиеся поносом. Правда, эти же симптомы могут быть вызваны и другими причинами, но если они устраняются дополнительным приемом магния, то значит, причина их появления именно в нем.
Мы получаем магний с пищей и питьевой водой, но только с жесткой, где магния много. Вот какие интересные наблюдения провели ученые. В Глазго, например, где самая мягкая вода в Англии, смертность от болезней сердечнососудистой системы на 50% выше, чем в Лондоне, где вода очень жесткая. Наши исследователи установили, что в Санкт-Петербурге, где водопроводная вода, которую берут из Невы, мягкая, число сердечно-сосудистых заболеваний выше, чем в регионах с жесткой водопроводной водой.
Рекомендуется за пару месяцев до экзаменов школьникам провести курс «магнизации», принимая препараты или добавки с магнием. А в идеале стоит устраивать такие курсы два раза в год. Дозировки и препараты обсудите со своим доктором.
Суточная потребность в магнии по возрастным группам:
1-3 года- 80 мг
3-7 лет- 200 мг
7-11 лет - 250 мг
11-14 лет -300 мг
14-18 лет - 400 мг
Думаю, вы поняли, что данная статья – не рецепт в аптеку или на сайты по заказу добавок, это - информация к действию. Спросите у своего педиатра, какие препараты и в какой дозировке он порекомендует вашему ребёнку. Но, если услышите, например, «А зачем ребёнку в пять лет витамин D? Рахита у него уже не будет!» или «Омега? Ешьте рыбу!», просто молча уходите и ищите адекватного врача. Лучше D – доктора! И пусть ваши дети будут до старости здоровы!