Ницца: нельзя не влюбиться!
Нравится
НИЦЦА...НЕЛЬЗЯ НЕ В ЛЮБИТЬСЯ!
Мы начали знакомство с Ниццей издалека, с обзорной площадки вершины Замка (или Шато -Chateau), откуда открывался потрясающий вид на город.
Он уютно расположился в Бухте Ангелов и на склонах холмов, заботливо защищенный от холодных северных ветров предгорьями Приморских Альп. Да уж, лучшего места ангелы не смогли бы найти! Сверху город казался похожим на сказочную радугу.
Разноцветными полосами примкнули друг к другу лазурное море, светло-серый пляж, изумрудные пальмы, отели цвета охры и кораллов и мягкие очертания гор в сиреневой дымке.
А море… Меня поразил даже не цвет, что-то подобное я и ожидала увидеть. Странным было чёткое разделение воды и неба, они совершенно не сливались, как это обычно бывает в ясный солнечный день.
Море было настолько ослепительно голубым, что даже небо проиграло ему в борьбе за яркость цвета. Я смотрела на него и думала, что более точного названия, чем Cote d`Azur (Лазурный берег) придумать сложно… В голове крутилось одно: неужели Айвазовский не видел эту красоту в мае? Точно, он был здесь в ноябре-декабре, иначе как он мог написать "Бурю у берегов Ниццы", и не мог запечатлеть это чудо?
Я снова и снова пыталась фотоаппаратом запечатлеть этот цвет, понимая всю тщетность попыток, а голова кружилась от этого вида, простора, солнца, моря… Это ощущение неизбежного счастья пьянило, казалось, вот он, город твоей мечты! В голове почему-то крутилась строка из стихотворения Тютчева, которое цитируют все гиды: «О, этот Юг, о, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит…» Продолжать не хотелось, потому что «дрожь от бессилья» «остановить мгновение» накатила бы и на нас… Насмешили слова гида, пересказывавшей всё того же Тютчева: «Здесь, в Ницце … никакое яркое… солнце, ни это ясное теплое небо, ни это море, ни эти оливы и померанцевые деревья — ничто не может заглушить чувство чужеземности и сиротства. ...Ницца все-таки не что иное, как самое живописно-поэтическое, лучезарно-благолепное захолустье». Хотела бы я жить в таком захолустье!
Ницца - главный город Французской Ривьеры, в представлении многих - столица праздности и роскоши встретила нас …первомайской демонстрацией! Большего абсурда даже придумать нельзя! Ницца и трудящиеся? Почти анекдот, но это было именно так! И демонстрация двигалась по знаменитой Английской набережной, из-за чего проехать по ней нам так и не удалось!
Поэтому, покружив по вымытым и выглаженным улочкам Ниццы, любуясь продающимися на каждом углу ландышами (как нам объяснила гид – символом Первомая), мы отправились к величественному русскому православному Собору Святого Николая, сверкающему куполами сусального золота и красочностью изразцовых стен.
Несмотря на праздничный вид, история храма начинается с печального события. В 1865 году в Ницце в особняке парка Бермон от тяжелой болезни скончался наследник русского престола Цесаревич Николай Александрович. "Все решено, и он спокоен, Он, претерпевший до конца, - Знать он пред Богом был достоин Другого, лучшего венца…" – писал в тот же день Тютчев. Только ли он?.. Кто знает, как сложились бы судьбы России, унаследуй русский трон цесаревич Николай, в отличие от младшего брата, готовившийся царствовать? Его отец, Император Александр II, приобрел парк сразу же после смерти сына. Позже владельцем парка стал Император Николай II, племянник покойного цесаревича.
Он и распорядился построить на этом месте собор, выделив необходимые на строительство средства из своего личного фонда. Храм был освящен в декабре 1912 года, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде колокольни. В крипте собора находится Музей русской колонии в Ницце. Одна из улиц в Ницце названа в честь наследника престола Николая Александровича - бульвар Цесаревича. А широкая улица, ведущая к собору, носит имя Николая II - avenue Nikolas II. Храм Святого Николая, является самым удивительным зданием Ниццы.
Он имеет большой, многоцветный, золоченный купол, окруженный четырьмя более маленькими маковками, мне он почему-то напомнил Собор Василия Блаженного, только уменьшенный вариант.
Среди святынь храма, чудотворный образ святого Николая, находившийся при смертном одре Цесаревича Интересна история иконы, после смерти великого князя. Николая её повесили у входа в часовню, построенную на месте виллы, где провёл последние земные дни Николай Александрович. От дождей и ветров она потемнела, лик святого почти не угадывался, а после строительства храма, когда её перенесли туда, начала чудесным образом просветляться, и сейчас осталось всего несколько тёмных пятнышек…
От чего умер наследник русского престола, уже никто не узнает, но специалисты более всего склоняются к двум вариантам: либо несостоявшегося Николая II убила скоротечная почечная болезнь (именно от нее тридцать лет спустя, и тоже отнюдь не старым человеком, умер император Александр III), либо самонадеянные медицинские светила элементарно проморгали острый менингит. Принцесса Дагмара, так и не ставшая женой императора Николая Александровича, вышла замуж за его младшего брата. Однако участь ее первенца, носившего то же имя и ставшего-таки Николаем II, была по невеселой иронии судьбы еще более трагичной. УВЫ, ВХОД В ЦЕРКОВЬ ПЛАТНЫЙ, ЧТО В МОЁМ ПОНИМАНИИ НИКАК НЕ ВЯЖЕТСЯ С ПРАВОСЛАВИЕМ, И ФОТО- И ВИДЕОСЪЁМКА В ХРАМЕ ЗАПРЕЩЕНА. Храм принадлежит не Московскому, а Константинопольскому патриархату, как и в Баден-Бадене (где, кстати, вход тоже платный!), вот и зарабатывают, в основном, на туристах! И церковь, и часовня видны издали, решение о запрете застраивать прилегающие участки, где стояла вилла Бермон, которое приняли городские власти Ниццы вскоре после освящения собора, остается в силе, несмотря на то, что каждый квадратный метр земли в центре Ниццы стоит баснословных денег. Ницца - это город, где русские всегда были своими. Отели до сих пор соревнуются, козыряя числом останавливавшихся у них Великих князей, - это знак качества, марка. Знаменитые виллы помнят по именам былых владельцев - "Апраксин", "Кочубей", "Лобанов-Ростовский". Из Петербурга сюда приходил знаменитый "поезд великих князей". Здесь жили и творили Гоголь, Тютчев, Чехов, Башкирцева, Шагал и Бунин. В "Кафе де Франс" перебывали все - от генерала Юденича до литератора Адамовича.
Из прочих знаменитых русских Ниццу посещал Герцен, наведывался сюда и Ленин, впрочем, где в Европе не бывал вождь мирового пролетариата? Ленину Ницца понравилась. «Здесь довольно замечательно», — писал он сестре, мечтая о том времени, когда пролетариат вплотную займется перераспределением вилл на родине. Ленин жил в Русском пансионе, теперь это отель «Оазис», в нём же жил и Чехов, писал «Три сестры». Ницца овеяна историями и легендами о типично русской непредсказуемости и размахе. Здесь все знают, что у Николая I была внебрачная дочь Жозефина Кобервейн, Юзя, которую увез к лазурным берегам художник Жозеф Фрисеро.
Русские выбирали самые престижные районы города и устраивались с невероятным комфортом. Князь Черкасский, к примеру, любил, чтобы каждое утро в саду его встречал новый цветочный узор на клумбах. Он нанял 48 садовников, задачей которых было по ночам полностью менять насаждения. Богач и меломан барон фон Дервиз построил виллу "Вальроз", основал театр и симфонический оркестр. Сидя в ложе своего театра, куда он проходил по галерее через сад, "русский Монте-Кристо" наслаждался музыкой. Сейчас в "Шато-Вальроз" - университет Ниццы. Музей изящных искусств, украшающий набережную Ниццы,- это бывший Дворец украинской принцессы Елизаветы Кочубей. Он и сегодня поражает своим блеском, кстати, в нем же собраны картины Марии Башкирцевой, известной своей любовью к изящным искусством.
Легенду о русских — выдающихся ценителях музыки — сильно укрепил князь Апраксин. Страдая от жестоких приступов меланхолии, он держал при себе несколько хороших скрипачей, которые должны были услаждать его слух в любое время дня и ночи.Музыка приводила его в совершенно самоубийственное расположение духа. Пришлось ввести должность слуги, который стоял за его креслом и в критический момент должен был помешать его сиятельству пустить себе пулю в висок. Редкие минуты просветления князь скрашивал дорогим французским коньяком, смешанным с фиалковым ликером, и выпивал этого коктейля по семь стаканов кряду. Непременно закусывая свежей клубникой, которую выращивали неподалёку от Ниццы на горных склонах. Гид говорила о необыкновенном её вкусе, разве мы могли не попробовать? Подтверждаю, князь был гурман – вкуснее я никогда не пробовала!
Правда, и цена добавляла вкус – 13 евро за кг, в то время, как испанской, по 1 евро, завалены все рынки побережья!..
Жаль, что знакомство с Ниццей, этим городом-праздником, городом-легендой, случилось мимолётным, ведь это была любовь с первого взгляда! Но… не моя, моего любимого мужа! Что-то видно совпало там, на небесах, синхронизировались какие-то биоритмы, или просто он попал в город, где жил в прошлой жизни… Но Ницца зацепила, заинтриговала, заставила желать новой, продолжительной встречи! И теперь мы просто «обречены» на Ниццу! А я только рада, в данном случае, возвращаться – отнюдь не плохая примета!