Навигация
Кулинарные путешествия

Неаполь: самый итальянский город.


Нравится

НЕАПОЛЬ. САМЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД.

Ранним утром мы приплываем в великолепный Неаполитанский залив. Кажется, что уже бывали здесь, место, знакомое по непревзойдённым картинам Айвазовского, но ещё более, по запомнившейся на всю жизнь песне: любуясь его восхитительной панорамой, лазурными волнами, его роскошными берегами, понимаешь, что все внутри поет: "Радость безмерная, нет ей причины, Санта Лючия, Санта Лючия!" Подплывая к Неаполю, понимаешь, почему именно здесь родилась эта прекрасная песня, почему именно это место является родиной любимых во всем мире неаполитанских песен и серенад. Собственно таким я и представляла себе Неаполь - живописным, лучезарным, многоцветным. Хотя с корабля кажется, что именно сегодня природа – художница решила с нами пошутить, смешав все краски берега с белым цветом, не тронув моря и неба! И поэтому Неаполитанский залив сияет необыкновенной голубизной воды и небосвода, и пастелью берегов. Всё потому, что ранним утром берег покрыт полупрозрачной туманной дымкой. Впрочем, и этого достаточно для великолепного пейзажа. Кто сказал, что красоту нельзя передать полутонами? Приезжайте, и сами убедитесь! Мы начинаем наше путешествие по Неаполю… уезжая из него! Нас ждут Помпеи! Но о них – в следующий раз, чтобы не разбивать целостную картинку этого удивительного города. Мне Неаполь показался «самым итальянским» из всех итальянских городов! Именно таким в моём понимании должен был быть итальянский город - город пиццы, оперы, бурлящих рынков, футбола, религии, Софи Лорен (родившейся недалеко от Неаполя), семьи, организованной преступности и мелких преступлений... Картину дополняет наш гид – колоритный итальянец Бруно, учившийся в Москве, в институте им. Пушкина, отлично говорящий на русском, с неповторимым итальянским акцентом, влюблённый в свой город, и особенно, в Помпеи. Небольшого роста, жгучий брюнет с проседью, с живой мимикой и жестикуляцией, с хитринкой в глазах, он сразу напомнил описание «истинного неаполитанца», данного Ги де Мопассаном всё в тех же «Путешествиях по Италии»: «Нет людей, менее схожих между собой, чем сицилийцы и неаполитанцы. Неаполитанец из простонародья — всегда на три четверти паяц. Он жестикулирует, суетится, беспричинно воодушевляется, разговаривает жестами столько же, сколько и словами, и передает мимикой все, о чем говорит; он всегда любезен ради выгоды, ласков как из хитрости, так и по природе и отвечает шуточками на неприятные замечания». Жители обожают миф о происхождении своего города: « Когда Бог раздавал всем земли, неаполитанцы опоздали на дележку, и им ничего не досталось. Тогда Господь подарил им кусочек Рая. Но чтобы жители не сильно зазнавались, у итальянцев других провинций родилась язвительная поговорка: «Неаполь был бы прекрасен, если бы не неаполитанцы». А для меня образ итальянца был собирательным, эдакий Марчелло Мастрояни, Адриано Челентано и Михаил Ширвиндт (помните, из «Миллиона в брачной корзине»?) в одном флаконе, и непременно с голосом Тото Кутуньи! Так вот, неаполитанцы – практически этот «флакон», правда, росточком как-то не вышли! Благодаря рассказам Бруно о Неаполе мы прониклись мыслью, что этот город, этот великий город дарит посетителям атмосферу древней и глубокой культуры и, более того, - ощущение праздника, "умения жить", столь присущего неаполитанцам. Меня это город поразил ещё и своей какой-то безалаберностью, что ли, особенно после Флоренции и Рима. Впрочем, это первое впечатление, потому что у нас крайне мало времени на его осмотр – всего каких-то пару часов, и остается только сожалеть о том, что не удалось посмотреть, и надеяться на новую встречу. Возможно, узнав Неаполь поближе, я бы изменила своё мнение, но эта гремучая смесь уличных торговцев ( в основном арабов и африканцев), предлагающих, нет, буквально навязывающих тебе «настоящие Гуччи и Луи Виттон» за 30 евро, носящихся сломя голову мотоциклистов, лениво развалившихся на лавочках, тротуарах, ступеньках, в уличных кафешках туристов и местных жителей, памятников на каждом шагу, и на каждом же шагу гор мусора, создаёт ощущение хаоса и неорганизованности, но в то же время настраивает на беззаботность и какой-то пофигизм. И в этом Неаполь ужасно похож на Одессу, так и кажется, что сейчас услышишь из вон того окна, где поперёк улицы сушатся необъятные трусы, знакомую речь: «Сёма, шлимазл, ты зачем не вынес мусор?..» Мы начинаем знакомство с городом «издалека», со смотровой площадки, и перед нами – Неаполь, Неаполитанский залив, эта божественная панорама! Да уж, большое видится на расстоянии! Слева в залив вдается Кастель дель'Ово (Замок-яйцо), название которого, по средневековой легенде, связано с именем латинского поэта Вергилия. Справа, среди множества зданий, затерялась вилла, на которой тайно встречались адмирал Нельсон и леди Гамильтон… Какие имена связаны с этим городом, какие события происходили в нем! Гид перечисляет нам имена, даты, события, я уже теряюсь от такого количества информации, хочется просто молча постоять подольше, чтобы запечатлеть в памяти эту изумительную картину! Правда, картина осталась неполной все из-за той же дымки, которая скрыла от нас Везувий, ну да Бог с ним. Везувий мы увидим, уже покидая Неаполь, он, словно хитрый неаполитанец, улыбнётся нам вслед, прощаясь и приглашая вернуться вновь! А мы направляемся на Площадь Муниципалитета (Piazza del Municipio) - одну из центральных в Неаполе. Она простирается от здания мэрии до городского вокзала. В центре площади - памятник королю-объединителю Италии Виктору Эммануилу II на коне.В это день на площади шла репетиция полицейского парада, который должен был состояться 9 мая. Это у нас 9 Мая – День Победы, а в Италии празднуют День полиции. Насмешили полицейские «Смарты», понравились полицейские на крутых мотоциклах – в стильных солнцезащитных очках, позировавшие туристам, как заправские модели! «Итальяно вера»! От побережья площадь отделяет внушительный замок Маскио Анджоино (Maschio Angioino) с мощными башнями, и великолепный Королевский дворец, у ворот которого находятся конные статуи с "Укротителями коней", подаренные сюда императором Николаем I из Петербурга королю "Двух Сицилий" Фердинанду II. Монументальный и грандиозный Королевский дворец раскинулся на площади Плебесцито. Очень хочется попасть внутрь, в Музей исторических апартаментов, но времени на это у нас, конечно, не хватает. С любой точки площади видна Кастель Сант-Эльмо: крепость на высоком холме, где когда-то была тюрьма. Совсем рядом Церковь Сан-Фердинандо и театр Сан-Карло(Teatro di San Carlo), куда короли ходили пешком слушать оперу. Этот театр является самым старым, непрерывно действующим оперным театром Европы. Teatro di San Carlo признан как участок Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Прямо напротив театра находится вход в галерею Умберто I, где размещается торговый центр: магазины, бутики, кафе, книжные лавки и т.п. В центре здания, под огромным ажурным куполом, на полу расположены зодиакальные символы. Надо обязательно посидеть (говорят, еще лучше - полежать) на своем знаке - это принесет удачу в делах. Увы, купол реставрируется, всё в строительных лесах, затянутых сеткой, до знаков зодиака не добраться! Ничего, будет повод вернуться в Неаполь! А мы пошли прогуляться по набережной, полюбоваться яхтами, пришвартованными прямо у берега, буквально под окнами владельцев! Удивило, что Неаполь с его мягкими теплым климатом, омываемый водами южного Тирренского моря, не имеет пляжей! Хочешь отдохнуть - езжай на остров Капри, Искью, всего 20-30 минут на катере или пароме, говорит гид. Нормально, жить у моря и ехать купаться за тридевять земель! Единственный «городской пляж» - это огромные валуны, на которых сильно не позагораешь!.. Подходило наше любимое время - обеденное. О неаполитанской кухне стоит написать отдельно, что с удовольствием сделаю немного позже. Поэтому, не прощаемся с Неаполем, а говорим: «Чао!»