Шампанское
Нравится
Самый праздничный напиток
У большинства жителей земного шара шампанское ассоциируется с праздником, а у нас в первую очередь – с Новым годом! С первым боем курантов миллионы пробок выстреливают из бутылок, тонны пенящегося шампанского разливаются по бокалам, звон которых символизирует приход Нового года. Для многих шампанское — это символ веселья и жизнерадостности, грандиозного торжества и аристократичности, тайного свидания и любовных утех. Им напутствуют океанские лайнеры при спуске на воду и отмечают главные вехи человеческой жизни. А какой Новый год без шампанского!
Помню, лет двадцать назад мы были на экскурсии на заводе шампанских вин в Абрау-Дюрсо, где наш гид, влюбленный в свой завод и шампанское просто «заразил» нас интересом к этому праздничному напитку. Ведь он не только вкусный, но и очень полезный!
Для начала, немного истории. Часто можно услышать и прочитать: «Франция — родина игристых вин». Думаю, просто французы одни из первых поняли, что продать любое вино гораздо легче, если с его именем связана легенда. Это касается не только шампанского, но и, например, божоле нуво – дешёвого молодого вина – которое теперь миллионами литров продают во всем мире. Так вот теперь, чтобы иметь право называться «шампанским», вино должно производиться только в провинции Шампань только по технологии, применяемой в данном регионе, и быть полученным из определенных сортов винограда: двух красных – Pinot Meunier (Пино Менье) и Pinot Noir (Пино Нуар) и одного белого - Chardonnay (Шардоне).
Если верить легенде, «рождение» шампанского произошло в бенедиктинском монастыре Овилье. Будто бы, 4 августа 1693 года монах и винодел Дом Пьер Периньон продемонстрировал настоятелю монастыря своё творение: белое вино с тонким ароматом, пропитанное мельчайшими щекочущими нёбо пузырьками газа. Именно он признан во Франции официальным изобретателем игристого вина. Однако об игристых винах речь идет даже в Библии. Такие вина пользовались популярностью в Древнем Риме. О «пенистых винах» упоминается в произведениях Гомера и Вергилия, Шота Руставели, Омара Хайяма и многих других авторов.
Но вернёмся к монаху. О существовании шипучего вина Дом Периньон узнал еще в юности. Этот напиток делали братья аббатства Сент-Илер. Рецепт они не скрывали - надо было просто смешать молодое белое вино с сахаром, закупорить его в бутылки и оставить бродить на зиму. Процесс был совершенно неуправляем: половина бутылок попросту взрывалась, в других вино оказывалось невыносимо кислым с заметным дрожжевым привкусом, но в тех немногих бутылках, где брожение прошло нормально, содержался поистине божественный напиток. Сент-Илерские монахи быстро разочаровались в таком ненадёжном ремесле и перестали делать «шипучку». Зато Дом Периньон, пленённый вкусом этого вина, решил во что бы то ни стало довести его рецепт до совершенства. На это у него ушло почти полвека. Поначалу, разумеется, Дом Периньон держал свой рецепт в тайне. Процесс изготовления шампанского включал в себя множество маленьких хитростей, каждая из которых была чрезвычайно важна. Так, Дом Периньон разливал шампанское в толстостенные бутылки из «английского стекла», как во Франции называли изобретённое британским адмиралом Робертом Мэнселлом особо прочное стекло с добавлением железа и марганца. Дом Периньон первым придумал обвязывать пробки верёвкой, пропитанной для прочности маслом. Важно было и то, что для создания шампанского использовалась смесь винограда разных сортов, из-за чего букет вина получался более богатым. Но состав смеси каждый год менялся в зависимости от качества урожая - для шампанского был нужен только самый лучший виноград. Секреты Пьера Периньона были раскрыты только через несколько лет после его смерти, когда была опубликована книга о производстве шампанского, написанная аббатом Жаном Годино, каноником Реймского собора. Взяться за этот труд его заставила небывалая популярность шампанского и невежество виноделов. «Франция сходит с ума по игристым винам, - писал аббат Годино, - поэтому многие виноделы, не ведая секрет его приготовления, используют все возможные средства, пытаясь сделать свои вина шипучими. Некоторые даже добавляют в вино голубиный помёт».
После того как рецепт шампанского был обнародован, его производство во Франции стало массовым. Для поддержания качества шипучего вина были приняты специальные указы, подробно описывавшие «государственный стандарт» его изготовления. За его соблюдением следили королевские инспекторы.
Шампанское быстро стало популярным в Европе. Известна дата, когда оно впервые появилось в России: в 1780 году винодел Филипп Клико отправил в Москву небольшую партию своего вина - на пробу. Однако вскоре во Франции произошла революция, потом начались бесконечные Наполеоновские войны, в том числе и с Россией, - так что вопросы торговли отошли на второй план и постоянные поставки шампанского в Россию удалось наладить только к 1814 году. Особенно активно занялся торговыми связями с Москвой и Петербургом всё тот же дом «Клико», переименованный к тому времени во «Вдову Клико». Дело в том, что знаменитый винный дом, производивший по 100 тысяч бутылок шампанского в год, возглавила молодая вдова его владельца - Барб-Николь Клико-Понсардэн. «Вдове Клико» предрекали скорую гибель. Но Барб-Николь оказалась весьма предприимчивой дамой, обладавшей богатыми знаниями в области виноделия и чутьём в деловых вопросах. Именно она помогла шампанскому стать по-настоящему культовым напитком. А решение начать торговлю с Россией было одним из самых удачных в её карьере. В разорённой войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. Объемы продаж поражали воображение. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Её вино называют здесь «кликовское» и не пьют ничего другого».
Шампанское дюжинами бутылок пили на вечеринках гусары, его подавали на придворных светских раутах, им отмечали миллионные сделки купцы. Знаменитый композитор Иоганн Штраус специально для летних концертов в дачных местах под Петербургом написал польку «Шампанское», а русские поэты посвятили игристому вину не одну сотню строчек. Александр Сергеевич Пушкин, к примеру, писал о шампанском в «Евгении Онегине»:
«Оно сверкает Ипокреной;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало.
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей немало,
А сколько шуток и стихов.
И споров и веселых снов!»
Слова о «последнем лепте» были сказаны не для красоты - шампанское в России начала XIX века стоило дорого, 12 рублей за бутылку «Вдовы Клико». Для сравнения, корова стоила два рубля, обед в ресторане - три, а годовая подписка на издаваемый Пушкиным журнал «Современник» - чуть дороже двух бутылок «Клико», 25 рублей. Впрочем, можно было сэкономить рубль-полтора, купив вино какой-нибудь другой, менее популярной марки. Однако истинные ценители не разменивались на такие мелочи. Они были готовы на всё, лишь бы поднять бокал с самым прекрасным напитком на свете:
«Услада чувства, бед забвенье,
Отважных помыслов творец,
О нектар жизни, вдохновенье,
Клико, веселие сердец!»
Первое в России «шампанское» делали казаки ещё в 16 веке, и называлось это игристое вино «Цимлянским», а в 40-х годах 19 века было шампанское «Ай-Даниль» князя Воронцова, но оно не отличалось высоким качеством, и, в конце концов, производство прекратилось. В 1878 году винодел князь Голицын взялся за производство шампанского в своем имении «Новый свет» под Судаком. Это было первое в России шампанское, не уступающее по вкусу и качеству французскому. Десять лет спустя он создаёт свои шедевры: «Коронационное», «Кавалерградское», «Парадиз брют», «Новый Свет полусухое».
В 1900 г. на юбилейной Всемирной промышленной выставке в Париже от России была представлена партия шампанского. Так как выставка проходила во Франции, то рассчитывать на получение какой-либо премии по шампанскому было абсолютно невозможно! В этом уверяли все. Однако вера Льва Сергеевича в возможности России была несокрушимой. Все знали, что награду получит французская фирма, но до последнего момента конкурса было неизвестно кто именно получит юбилейный Гран При. Когда председатель комиссии попросил снять фольгу с бутылки, получившей впервые за всю историю дегустационных конкурсов шампанского единогласно Гран При (серебряную вазу) и большую Золотую медаль, под фольгой, как того все и ожидали, оказалась французская бутылка.
Зал бурно зааплодировал. Но когда бутылку перевернули, чтобы на её дне прочитать название французской фирмы, завоевавшей самый почетный трофей, то... под защитной этикеткой оказалась выгравирована надпись: «Новый свет», завод Князя Голицына. Это был шок для всех. Лучшим в мире по единогласному признанию лучших мировых экспертов оказалось русское шампанское, о чём всегда мечтал и над чем постоянно трудился князь Голицын!
Гран При уехал в Россию и именно с этих пор на бутылках с игристыми винами России появилась ЗАКОННАЯ красивая надпись «Русское шампанское», а позднее такая знакомая и известная всему миру - Советское шампанское. В 1905 г. была разлита последняя партия знаменитого на весь мир Голицынского шампанского.
И сейчас на заводе «Новый свет» в Крыму используются теоретические разработки Голицына - подбор сортов винограда, технологические приемы позволяют производить шампанские вина, конкурирующие с классическими французскими. Шампанское готовится по традиционной технологии с бутылочной выдержкой в подвалах.
Возродил шампанское в Советском Союзе царский шампанист Антон Фролов-Багреев, начинавший карьеру виноделом-практикантом в аббатстве Овилье. Большевики не тронули статского советника Фролова-Багреева лишь потому, что во время революции 1905 года он подписал петицию в защиту рабочих винных заводов Абрау-Дюрсо. В начале 30-х годов прошлого века советское правительство потребовало от института, где работал Фролов-Багреев, наладить массовое и к тому же ускоренное производство аристократического напитка - «для нужд трудового народа». Так появилась технология, по которой игристый напиток изготавливался в эмалированных цистернах емкостью до 10 тысяч литров всего за 26 дней. Ученики Фролова-Багреева пошли ещё дальше и придумали метод «шампанизации вина в непрерывном потоке». Полученное вино гордо называлось «Советское шампанское». Ничего общего с настоящим шампанским напиток не имел, его единственным достоинством была дешевизна. Разведчик Джордж Блейк, бежавший в СССР из британской тюрьмы, вспоминал о своих первых годах жизни в Москве: «Недалеко от нашего дома был большой гастроном. Там за 40 копеек можно было выпить бокал шампанского, и я был от этого в восторге. На Западе шампанское всегда считалось чем-то особенным, его пили обычно богатые люди, в то время как здесь любой мог позволить себе бокал. Я видел в этом признак приближения коммунизма».
Коммунизм не наступил. «Советское шампанское» так и не стало символом побед и успеха. В отличие от просто шампанского, без которого сегодня не обходится ни одно торжество в мире.
На аристократических приёмах рекой льется Cristal, появившееся на свет благодаря русскому императору Александру II, попросившему виноделов дома Louis Roederer придумать для него нечто особенное.
Каждая четвертая бутылка шампанского, пересекающего французскую границу, принадлежит «Moёt а Chandon». Каждую секунду в мире открывается одна бутылка «Moёt а Сhandon».
Душем из шампанского Moёt заканчивается каждый этап автогонок «Формула-1». Хотя знатокам известно, что фирменное «гоночное» шампанское в больших бутылках, называемых «Бальтазар» на вкус - так себе, потому что его в таких бутылках не выдерживают, а просто туда переливают. Лучшее шампанское, как и три с лишним века назад, получается только в классическом «полумагнуме» - бутылке объемом 0,75 литра, в которой «по закону» напиток должен выдерживаться не менее 18 месяцев, а лучше три года. Только такое шампанское, как говорил большой ценитель игристого напитка Оскар Уайльд, может сделать душу бессмертной, потому как отбивает всякую охоту думать о мерзостях земных.
В современном виде процесс производства шампанского состоит в следующем. Молодое вино, в возрасте 4-6 месяцев, после соответствующей подготовки, купажируется с 15-20 % более выдержанного вина. Полученная смесь должна иметь легкий, свежий, тонкий вкус и особый букет, свойственный винам, приготовленным из особой группы сортов винограда «шампанского направления» (Шардоне, Пино белый, Пино черный, Алиготе и др.).
В приготовленный купаж добавляется «тиражный» ликер (из расчета получить около 22-23 г сахара на литр купажа). Одновременно с ликером вводится разводка винных дрожжей в активном состоянии, в результате чего получается так называемая «тиражная смесь», которая разливается в бутылки из толстого стекла. При помощи специальной машины бутылки прочно укупориваются массивными пробками, которые на другом станке укрепляются за венчик горлышка особой скобой. На языке шампанистов разлив вина по бутылкам носит название «тираж». В каждую бутылку наливается 800 куб. см вина с 17-18 г сахара.
Бутылки с тиражированным вином укладываются в штабеля в прохладном подвальном помещении, с температурой 10-12 градусов. Вскоре в них начинается медленное брожение, дрожжи начинают разлагать сахар на спирт и углекислоту. Следовательно, после полного выбраживания сахара в бутылке накапливается давление около 4-5 атмосфер.
Брожение заканчивается через два месяца или несколько более. После этого бутылки выдерживают в подвалах еще два-три года, в течение которых они несколько раз перекладываются с энергичным встряхиванием каждой бутылки. Бутылки встряхивают для того, чтобы не дать возможности дрожжевому осадку прилипнуть к стеклу. Через два-три года каждая бутылка подвергается особому приёму, заключающемуся в следующем. Бутылки устанавливаются в особые пюпитры, напоминающие по форме приоткрытую книгу, поставленную корешком вверх. По обеим плоскостям пюпитра имеются отверстия, расположенные в 10 рядов по 6 отверстий в каждом. В эти отверстия вставляются в наклонном положении горлышками вниз бутылки. Каждый пюпитр вмещает 120 бутылок. После установки в пюпитры бутылки оставляют в покое до полного осветления вина. Дрожжевой осадок при этом рыхлой массой скапливается в горлышке и на плечиках бутылки. Уплотнение дрожжевого осадка достигается за счёт лёгкого вращательного встряхивания бутылки и небольшим поворотом её по часовой стрелке. Встряхивания и повороты делаются каждый день или через день на протяжении месяца и более. Эта трудоёмкая и тонкая работа, которую без большой натяжки можно приравнять к искусству, до сих пор не механизирована с надлежащим эффектом, несмотря на многочисленные попытки. Когда весь осадок перейдет на пробку, бутылкам придают вертикальное положение и оставляют в таком виде на некоторое время в покое для большего уплотнения осадка.
Затем приступают к следующему процессу - сбрасыванию осадка с пробки - дегоржажу. К рабочему месту бутылки подаются в положении горлышками вниз. Бутылки вскрываются. Вместе с пробкой и пеной удаляется дрожжевой осадок. Потом бутылка подается на станок, где временно закрывается резиновым зажимом для прекращения дальнейшей потери газа. В каждой бутылке шампанского потенциально хранится 49.000.000 пузырьков. Однако бутылка остается неполной. На особой ликёро-дозировочной машине бутылка доливается таким же вином до установленного уровня, и одновременно в неё снова вводится некоторое количество ликёра. Этот ликёр называется «экспедиционным». Он готовится заблаговременно, обычно во время тиража данной партии. При приготовлении в него добавляется хороший выдержанный коньячный спирт.
Дозированием «экспедиционного» ликёра заканчивается технологический цикл. В зависимости от количества введенного с ликёром сахара различают шампанское сухое, полусухое, полусладкое и т. д. Заполненная бутылка поступает на укупорочную машину. Пробка же закрепляется не скобой, а проволочной «уздечкой» - мюзле. После выдержки в контрольном складе бутылки подаются на отделку: на них наклеиваются этикетка, после чего они оборачиваются фольгой. В таком виде бутылка поступает в торговую сеть.
Так делается «настоящее», классическое шампанское. В бывшем Советском Союзе было всего четыре завода: «Новый Свет» в Крыму, «Абрау-Дюрсо» в Краснодарском крае, Артемовский завод шампанских вин (Донецкая область, Украина) и «Крикова» в Молдавии, которые выпускали «настоящее», классическое шампанское.
Я уже выше писала, что в середине прошлого века по идее А.М.Фролова-Багреева, в Советском Союзе начали производить шампанское новым методом, который называется «резервуарным», или «акратофорным». При этом методе брожение тиражной смеси происходит не в бутылках, а в резервуарах большой емкости (около 500 декалитров), в которые сразу вводятся и «тиражный» и «экспедиционный» ликеры. Брожение заканчивается за 25-27 суток. Точнее, брожение останавливают холодом после того, как давление в резервуаре достигнет величины около 5 атмосфер. Охлажденное шампанское выдерживается некоторое время на холоде, а затем разливается по бутылкам через фильтр под давлением частично собственной углекислоты, частично углекислоты, вводимой в резервуар из баллона. При таком методе весь процесс шампанизации происходит приблизительно в течение месяца вместо трех лет при бутылочном методе. Поэтому такое шампанское стоит гораздо дешевле, но настоящие ценители этого игристого напитка сразу же отличат «резервуарное» шампанское от истинного, приготовленного традиционным способом.
Безусловно, «НЕшампанское» - стоит гораздо меньше аутентичного французского напитка, являясь более экономичным вариантом, что особенно актуально нынче.
Однако, это не означает, что качество этих напитков будет хуже и они доставят вам меньше удовольствия! Есть очень достойные варианты на выбор. ВАЖНО только научиться читать этикетку!
Прежде всего, все другие вина, произведенные в любых регионах мира – в иных областях Франции, в Италии, Новом Свете (Чили, Америка, Австралия и т.д.), России и др., но не в Шампани, корректно называть «Игристые (Sparkling)» вина и НИКАК ИНАЧЕ. Они делаются из местных сортов винограда, но концепция сохраняется также – это купаж (или смесь) белых и красных сортов винограда.
В других областях Франции также делают игристые вина по традиционному методу, называются они Cremant (кремАн) в сочетании с названием местности, откуда происходят – Crеmant d Alsase ( Креман дальзАс), Crеmant de Loire (Креман де ЛуАр), Crеmant de Bourgogne (Креман де БургОнь).
По традиционному методу делают игристые вина в Италии. Там они называются Spumatne (СпумАнтэ, от итал. Spuma - «пена» и Talento -ТалЕнто). И только в Ломбардии (Север Италии) они называются Franciacorta (ФранчакОрта) – это «Итальянская Шампань», качество лучших вин которой действительно сравнимы с лучшими образцами Франции!
В Испании по традиционному методу делается восхитительная Cava / КАва, в Германии – Sekt / Зэкт.
Как узнать, по шампаскому ли методу сделано игристое вино? Надпись на этикете бутылки «mеthode classique» или «mеthode traditionnel» (фр)., «metodo classico» (итал.), «mеtodo clаsico» или «mеtodo tradicional» (исп.) и прочие вариации в надписи на тему традиционых и классических методов дадут вам при выборе игристого вина гарантии более высокого качества.
Резервуарный метод или Сuvee Сlose (он же метод Mousseux во Франции) или метод Charmat (ШармА (по фамилии его создателя). Именно таким методом делаются столь полюбившиеся в России итальянские вина сладкие Asti и сухие Prosecco (ПросЭкко) и Lambrusco (ЛамбрУско (тут надпись будет Frizzante / фриззАнтэ - «шипучее»).
Существует также Транзитный метод, часто используемый в США и Австралии. Вторичное брожение здесь происходит в бутылках, но затем вино фильтруют и
переливают в другую бутылку, где оно и остается.
Категории игристого вина по содержанию сахара (указываются на этикетке)
Brut nature или dosage zero – 0, т.е. вообще без содержания сахара
Extra-brut или Ultra-brut - менее 6 г/л
Brut - менее 15 г/л
Extra-sec или Extra-dry (экстра-сухое) - 12-20 г/л
Sec или Dry (сухое) - 17-35 г/л
Demi-sec или Semi-dry (полусухое) - 33-55 г/л
Doux или Sweet (сладкое) - свыше 50 г/л
Кстати, 100 мл игристого вина brut содержит всего 70 калорий, в отличие от полусладкого, например, где их уже 110.
Двенадцать заблуждений о шампанском
Заблуждение первое: Выстрел пробкой.
Шампанское принято открывать выстрелом пробки с шумом и пеной
Неправда. На самом деле, чтобы сократить риск разлить шампанское и (или) выстрелить пробкой, открывать бутылку шампанского нужно следующим образом:
- Снять фольгу
- Обхватить рукой пробку
- Ослабить, но не снимать проволоку, удерживающую пробку (мюзле)
- Крепко взять пробку в проволоке в руку, и затем поворачивать бутылку (а не пробку), держа ее у основания; это должно помочь пробке легко выйти из бутылки
Желательный эффект — раскупорить бутылку с небольшим хлопком, а не стрелять пробкой через комнату и не делать фонтан из пенного вина. Многие знатоки вина настаивают на том, что идеальный способ открыть бутылку шампанского — сделать это осторожно и спокойно, чтобы бутылка издала едва различимый звук вроде выдоха или шёпота.
Заблуждение второе: Шампанское и игристое вино – разные напитки
Игристое вино – это не шампанское.
И правда, и неправда… Право именовать свое вино «шампанским» имеют производители, придерживающиеся классической технологии производства шампанизации в бутылке и использующие только три разрешенных законом сорта винограда, выращенного исключительно в пределах четко установленных границ на территории французской провинции Шампань. Там же должна происходить и винификация. Долгое время игристые вина, произведенные классическим методом шампанизации в бутылке, называли шампанским. Это продолжалось до тех пор, пока провинция Шампань не заявила о своем эксклюзивном праве на данное название. Таким образом, становится понятным, что игристое вино и шампанское это один и тот же напиток, а разница только в географии его производства.
Заблуждение третье: Ледяное шампанское
Перед употреблением шампанское необходимо сильно охладить.
На самом деле шампанское нужно подавать охлаждённым до определённой температуры. Оптимальная температура охлаждения шампанского – 9-12 С. При более сильном охлаждении вы не откроете для себя истинный вкус и аромат шампанского.
Заблуждение четвертое: Сладкое и шампанское
Шампанское лучше всего сочетается с шоколадом и десертами.
Не совсем так! Всё зависит от вида шампанского.
Брют – идеальная компания к икре (особенно Blancs de Blanc), рыбе, всевозможным ракообразным и морским гадам, белому мясу, твердым козьим сырам. К брюту также хорошо подать персики и груши, ананасы.
Розовый и красный брют, как более мощное и структурированное по сравнению с белым, лучше всего подходит к красной рыбе, особенно копчёной, к красному мясу (телятина, ягнёнок) и к мясу цыплёнка и утки, а также прекрасно сочетается с клубникой.
К шоколаду, сладким десертам, бисквиту со сладким кремом и печенью более всего подходит как дижестив (являющийся сладким завершением трапезы) сладкое итальянское Asti, а также полусухое игристое.
Главный принцип создания гастрономических пар:
Кислое и солёное – с сухим
Сладкое – со сладким
В целом, важно помнить о том, чтобы благородство выбранного блюда соответствовало благородству напитка и одно не должно перебивать или поглощать вкус другого!
Заблуждение пятое: Шампанское – женский напиток
Шампанское употребляют преимущественно женщины.
А как насчёт того, что истинными ценителями этого напитка были такие выдающиеся мужчины как: Эйзенхауэр, Ян Флеминг, Петр Первый, А.С. Пушкин, Людовик XIV...
Заблуждение шестое: Скол на бутылке
Если на горлышке бутылке с шампанским есть небольшой скол, то это брак.
Не совсем так… Дело в том, что игристые вина, произведенные классическим методом шампанизации в бутылке, подвергаются процедуре дегоржажа (снятие скобы с временной пробки и сброс осадка) при котором может произойти небольшое механическое повреждение горлышка бутылки, которое скорее является свидетельством о классическом методе производства, чем о браке.
Заблуждение седьмое: Шампанское – праздничный напиток
Шампанское принято употреблять только по праздникам.
На самом деле шампанское (игристое вино) в умеренных количествах полезно и необходимо для здоровья человека. Всё отрицательное, что приписывают шампанскому, является обычно результатом неумеренного потребления не столько даже самого шампанского, сколько того, что подаётся и пьётся перед шампанским. А вот шампанское, по словам микробиолога Луи Пастера, может рассматриваться как самый здоровый из алкогольных напитков.
Я вспоминаю наше посещение завода шампанских вин в Абрау-Дюрсо. Экскурсовод, рассказывая о пользе шампанского, сказал фразу, которую я запомнила навсегда: «Полусладкое шампанское любят люди, которые пьют его пару раз в году - на Новый год и день рождения, полусухое - которые пьют его пару раз в месяц, а брют - кто предпочитает этот напиток ежедневно!» Я люблю шампанское экстра брют и зеро!
Заблуждение восьмое: Происхождение розового шампанского
Розовое шампанское получается при смешении красного и белого вина
Не совсем верно. Цвет розового шампанского образуется в результате кратковременного контакта белого вина с кожицей красного винограда в сусле. Этот процесс невероятно сложен и кропотлив.
Заблуждение девятое: Правильное открытие шампанского
При правильном открытии шампанского необходимо прокручивать пробку
Неправда. Парадокс, но именно бутылку, а не пробку надо прокручивать, для того чтобы открыть шампанское. В этом случае, скольжение будет более плавным, и пробка с лёгким «выдохом» выйдет наружу.
Заблуждение десятое: Шампанское по утрам?!
«..по утрам пьют шампанское либо аристократы, либо…»
На самом деле, французы (в первую очередь, конечно, производители шампанского) считают вполне нормальным пить шампанское с утра. Действительно, нет ничего дурного, чтобы выпить за завтраком полбокала шампанского. Во всех фешенебельных отелях мира шампанское - непременный атрибут завтрака. Но если вы столь заядлый любитель этого праздничного напитка и собираетесь продолжать за обедом и ужином, не забудьте: утром – простое и лёгкое шампанское, днём - средней насыщенности, а «престижное кюве» - за ужином с друзьями.
Заблуждение одиннадцатое: Пузырьки – виновники головной боли
«Чтобы утром не болела голова, нужно «удалить» пузырьки из бокала».
На самом деле, нет большего оскорбления для благородного напитка, чем помешать в бокале проволочкой (мюзле), для того чтобы прекратить выделение пузырьков, ведь винодел столько труда вложил ради них. Не нравится «газированное» - пейте обычное вино! Кроме того, не «пузырьки» - виновники утренней головной боли, а неумеренное количество выпитого!
Заблуждение двенадцатое: «Кислый» брют
«Сухое шампанское (Brut) – невкусное, потому что кислое».
Только шампанское категории BRUT может быть «Великим» и получать высшие оценки и награды на выставках! Об этом справедливо говорят все мировые винные критики и рейтинги. Среди же сладких таких результатов замечено не было. Так исторически сложилось, что в России прижился вкус, навязанный нам сладким «Советским Шампанским», которое, собственно, шампанским не является! В Советском «шампанском» отчетливый и сильный запах и вкус дрожжей, что забивает даже аромат винограда. Тогда как во французском Brut мы обнаружим богатейшую палитруароматов и вкусов зелёного яблока, груши дюшес, цитрусовых, персика и абрикоса, не забытого с детства кисло-сладкого привкуса карамелек монпасье, красных ягод, и даже (!) поджаренных хлебных тостов со сливочным маслицем - в шампанском категории Blanc de Blancs (Блан дэ Блан), т.е. «белое из белых»! Последняя категория (Blanc de Blancs) является высшим и лучшим проявлением шампанского, элитой шампанского, которое делается на 100% из сорта Шардоне. Поверьте, это ни с чем не сравнимое
наслаждение!.. Просто попробуйте!
И напоследок, несколько мыслей известных людей о шампанском.
«Шампанское - единственная интересная для меня вещь, когда я чувствую себя утомлённой».
Бриджит Бордо
«Я пью шампанское, когда счастлива и когда грущу. Иногда я пью его, когда мне одиноко. Когда я в компании, шампанское просто необходимо. Во всех других случаях я к нему не прикасаюсь, если меня не мучает жажда».
Мадам Болинжер
«В победе вы заслуживаете шампанского, в поражении вы нуждаетесь в нём».
Наполеон
«Только в двух случаях я пью шампанское: когда я играю за обедом и когда я не играю».
Черчиль
«Если жена священника никогда не касалась ликёра, остерегайтесь, когда она найдёт шампанское».
Р.Киплинг
«... А что касается шампанского, то не все имеют возможность пить его на собственный счёт».
В.В.Вересаев
«От бокала шампанского настроение поднимается, разыгрывается фантазия, чувство юмора… однако от целой бутылки кружится голова, в глазах темнеет, подкашиваются ноги. Примерно так же действует и война… Чтобы по-настоящему почувствовать вкус и того и другого, лучше всего заняться дегустацией».
Уинстон Черчилль
«Пробка шампанского, с шумом взлетевшая и столь же мгновенно ниспадающая, — вот изрядная картина любви».
Козьма Прутков
«Радость как шампанское! Она терпеть не может, когда её затыкают пробкой!»
Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев. Третий всадник мрака»
«Слишком много чего-либо — плохо, но слишком много шампанского — в самый раз».
Марк Твен
«Сражение — как шампанское: одинаково ударяет в голову и трусам и героям».
Маргарет Митчелл, «Унесённые ветром»
«Не верьте шампанскому… Оно искрится, как алмаз, прозрачно, как лесной ручей, сладко, как нектар; ценится оно дороже, чем труд рабочего, песнь поэта, ласка женщины, но… подальше от него! Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякия нечистоты».
Антон Чехов, «Шампанское (мысли с новогоднего похмелья)»