Навигация

Будапешт: любовь с первого взгляда


Нравится

Будапешт: любовь с первого взгляда.

Я не знаю, почему я люблю Будапешт. Возможно, потому что он стал для меня первым глотком весеннего воздуха и хорошего настроения после хмурой зимы. Или потому, что Будапешт был первым настоящим европейским городом, который я увидела. Весна 2003 года была какой-то робкой и несмелой, всё никак не хотела приходить в Донецк. Киев провожал нас слякотью и сильным ветром, а Будапешт встретил ярким солнышком, распускающейся зеленью и весенними цветами.
Сколько раз я была потом в Будапеште, но в памяти осталась та первая недельная поездка с подругами: мартовский Будапешт, чистый улыбающийся город, солнечный Токай, вкуснейший капуччино и… марципаны повсюду – начиная от «марципанового» парламента и заканчивая музеем марципанов в Сентэндре.

От Киева до Будапешта лететь всего ничего, пару часов. Нас встречает гид, и от аэропорта, мимо безликих индустриальных пейзажей пригорода, мы вдруг сразу попадаем в сказку: во всей красе открывается панорама Буды, увенчанная суровой архитектурой бастионов и кружевом дворцов. Мосты разрезают утренние лучи на тонкие узоры. Какая красота! Это была любовь с первого взгляда!
Столица Венгрии – очаровательный город, разделённый на две половинки (Буда и Пешт) самой быстрой европейской рекой Дунай. «Париж на Дунае» – именно так называют этот город его жители и гости, получающие это впечатление с первых же минут пребывания здесь. А чем не Париж, если Будапештский Крытый рынок построил сам Александр Эйфель (да, тот самый!). Прекрасные ажурные мосты, холмистая Буда, суетливый Пешт и Дунай, разделивший на две части и венгерскую столицу, и саму Венгрию - хочется увидеть и запомнить всё сразу! Но глаза не могут охватить великолепие Парламента. «Кружевной», «марципановый», «просто нереальный», «сказочный» - каких только эпитетов не услышишь о нём. Вот таким должен быть сказочный дворец, если бы я была иллюстратором детских книг, то рисовала непременно бы Будапештский парламент для королей и принцесс!

Если бы он не был столь красив, его создателей непременно упрекнули бы в гигантомании, ведь это самое большое здание в Венгрии - там более 700 помещений, его площадь около 18 тысяч кв. м и 3 километра одних ковровых дорожек! Парламент — почти копия лондонского. Львы у входа — символы того, что Венгрия когда-то была королевством. А корона венгерских королей с покосившимся крестом? И как бы его не выравнивали, он всё равно склоняется набок! И ночью, и днем у входа в здание стоит всего один полицейский. Хотела бы я глянуть на наш парламент с одним милиционером! Туристы могут посещать парламент ежедневно!
Ещё больше влюбляешься в вечерний город, особенно после вечерней же экскурсии на элегантном стеклянном кораблике с бокалом шампанского в руке.

Кораблики, носящие имена всех венгерских святых, покачиваются на дунайских волнах, а Будапешт ночью выглядит ещё более сказочно, почти нереально, подсветка делает ещё более грандиозными силуэты зданий. Парламент и королевский дворец парят над рекой, каждый на своем берегу, но соединённые знаменитыми будапештскими мостами.

Кораблик причаливает к берегу с последними аккордами вальса Штрауса и последним глотком шампанского. Но спать–то не хочется! И мы отправляемся бродить по Будапешту.

Улица Андраши, самая шикарная в Пеште. Нам рассказывала гид, что, когда Будапешт был в составе Австрийской империи, многие знатные или просто состоятельные граждане строили здесь точные копии своих венских особняков, и, просыпаясь, иногда не могли сразу вспомнить, в каком городе они находятся! На этой улице находятся почти все посольства, а также большинство дорогих магазинов и театров. Рядом с Оперным театром находится забавное кафе под названием «Бельканто», куда публику завлекают поющие официанты. Они оперными голосами оглашают меню и принимают заказы. Говорят, настоящие певцы, посещая заведение, иногда подпевают официантам.
Будапешт, как и любой город мира, лучше один раз увидеть «живьём». Ни фото, ни чьи-то рассказы не передадут, например, красоту Рыбацкого бастиона — уникального архитектурного сооружения из семи башен, каждая олицетворяет одно из объединившихся в венгерское государство племен.

Именно с площадки Рыбацкого бастиона открывается самый замечательный вид на город по ту сторону Дуная: мосты, здание парламента, базилика Святого Иштвана, готические церкви. Никаких современных небоскребов в городе нет: строить здания выше 96 метров (высота парламента) запрещено.

А на центральной площади Рыбацкого бастиона меня поразил небольшой бронзовый макет самой площади с ее готикой и памятниками. Вроде бы обычный макет. Но сделан он специально для слепых. Тех, кто, возможно, придет на эту площадь, но увидеть красоту вокруг не сможет — хотя бы руками ощупает. И прочитает все о Рыбацком бастионе — тут же тексты, сделанные шрифтом Брайля. Замечу, что здание парламента, Крепостной район и гора Геллерт в Буде, приходская церковь в Пеште, а также 9 мостов, соединяющих берега Дуная, признаны ЮНЕСКО культурным достоянием человечества.

Мы приехали в Будапешт в дни знаменитого Будапештского весеннего фестиваля. Город пел, по-моему, весь! На Ваци утце (улице Ваци), являющейся сердцем города, и представляющей из себя смесь московского Арбата, киевского Андреевского спуска и Монтенаполеоне Милана, шёл фестиваль народного творчества. На площади Вёрёшмарти, с которой эта улица начинается, проходил смотр духовых оркестров, была разбита ярмарка народных промыслов, повсюду пахло жареными колбасками, пончиками, рекой лилось вино! Это тоже добавляло ощущений праздника, весны, радостного настроения. Венгерская музыка тоже особенная, вспомните «Чардаш»: степь, бегущие кони, скрипка - венгерская душа сродни свободолюбивой цыганской… Ноги сами приплясывают в такт музыке, и зрители не выдерживают, начинают танцевать рядом с артистами! В отель возвращаемся заполночь…
Неделя в Будапеште пролетает, как один день, но, что удивительно, несмотря на весьма плотный график с ранними подъемами и поздними «отбоями», длительными пешеходными прогулками и массой свалившейся информации, здесь не чувствуешь себя разбитой. В чем секрет? Пожалуй, в сочетании трех главных достоинств Будапешта – вкусной пищи, золотистого Токая и потрясающих минеральных источников!
Ведь Будапешт – не только административный, политический, экономический и культурный центр Венгрии, но и единственная европейская столица, имеющая статус «город-курорт». Он вырос на месте основанного римлянами Аквинкума (что в переводе означает «обильные воды», т.к. на его территории находится более 120 источников теплой и горячей минеральной воды).
Когда мы приехали в Будапешт с мужем, вернее он был в Венгрии в командировке (кстати, он Будапешт не очень любит, потому что все его многочисленные приезды туда были по работе и связаны с постоянными «разгребаниями» завалов ), а я прилетела к нему отпраздновать свой «промежуточный» юбилей, мы жили в отеле на острове Маргет - Danubius Thermal hotel Margitsziget, что посреди Дуная. К чести будапештцев, остров, связанный с именем дочери короля Белы Маргит, прожившей монашкой здесь всю свою недолгую жизнь, сохранил первозданную природу, и каждое утро под пение птиц мы гуляли по парку, в котором утопает остров, а каждый вечер мы расслаблялись в купальнях отеля. Холодные и горячие, с массажными струями или в виде ледяной горной речушки, дно которой выстлано камнями, большой бассейн и куча всевозможных бань… Хочется попробовать хотя бы окунуться во все, но уже через 10 минут, сидя в джакузи с термальной водой, понимаешь, что покидать её нет ни сил, ни желания.
А в свой первый приезд мы жили с подругами в небольшой гостинице «Liget», рядом с городским парком, и каждое утро просыпались под трубный гимн слонов, задорные крики обезьян, какофонию песен экзотических птиц – буквально через дорогу был расположен Будапештский зоопарк, старейший в Европе. Мы даже полдня как-то посвятили ему, кормили с рук жирафов, наблюдали за смешной семьёй горилл, любовались тиграми и львами.

Рядом же были и купальни Сечени - самые известные — и крупнейшие в Европе. Вода в бассейны под открытым небом поступает из двух горячих минеральных источников с температурой 74 °C и 77 °C. Представляете, на улице +13, а в бассейнах плещутся люди! Нам рассказывали, что в годы Второй мировой войны купальня спасла жизнь бегемоту из зоопарка, отдав весь запас одноразовых тапочек из нильского папируса. Теперь в будапештском зоопарке почти каждый год рождается потомок того бегемота. Говорят, что благодаря удивительному действию термальной воды, которой наполнен и бегемотов бассейн. Вот вам и реклама лечения бесплодия! И не только у бегемотов!
Продолжение следует…